По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.9:331 DOI:10.33920/nik-04-2401-07

Самоэффективность в контексте профессиональной деятельности

Светлана Геннадьевна Саранцева аспирантка кафедры гуманитарных и общественных наук, ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», Россия, 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 78, E-mail: svesi123@mail.ru

В настоящей статье рассматривается понятие самоэффективности, выделены основные подходы к ее изучению, компоненты, свойства, факторы и функции. Также раскрываются методы диагностики и развития данного понятия. Показано, что развитие самоэффективности влияет на успешность в профессиональной деятельности. По мнению автора, решение проблем самоэффективности может начинаться с осознания и признания их наличия. Затем необходимо истратить время и энергию на разработку стратегий и методов для улучшения своего уровня самоэффективности. Но только разработка реалистичных и специфичных целей является важным шагом в этом процессе.

Литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 290 с.

2. Васильева, Т. И. Динамика профессиональной самоэффективности будущего педагога-психолога: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. — М.: МПГУ, 2008. — 264 с.

3. Гайдар, М. Ю. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: автореф. / дис. …канд. психол. наук: 19.00.07. — Курск: Курский государственный университет, 2008. — 25 с.

4. Наследов, А. Д. SPSS 15. Профессиональный статистический анализ данных. — СПб: Питер, 2008. — 416 с.

5. Паршикова, О. В., Смирнов, О. В. Показатели уверенности в себе в структуре личности // Психологические исследования. — 2009. — Т. 2. — № 1 (3). doi.org/10.54359/ps.v2i3.1010

6. Социальная психология. Хрестоматия. / Сост. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 475 с.

7. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 863 с.

8. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 3-е издание, 2019. — 606 с.

9. Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. — 1996. — №7. — С. 71–77

1. Andreeva, G. M. (2001). Social psychology. — Moscow: Aspect Press, 290 p. (In Russian)

2. Vasilyeva, T. I. (2008). Dynamics of professional self-efficacy of a future teacher-psychologist. — Moscow: MPGU, 264 p. (In Russian)

3. Gaidar, M. Y. (2008). The development of personal self-efficacy of psychology students at the stage of university education: abstract. — Kursk: Kursk State University, 25 p. (In Russian)

4. Heritov, A. D. (2008). SPSS 15. Professional statistical data analysis. — St. Petersburg: Piter, 416 p. (In Russian)

5. Parshikova, O. V., Smirnov, O. V. (2009). Pokazateli uverennosti v sebe v strukture lichnosti [Indicators of selfconfidence in the structure of personality]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological research]. Vol. 2, no. 1 (3). doi.org/10.54359/ps.v2i3.1010 (In Russian)

6. Belinskaya, E. P., Tikhomandritskaya, O. A (2003). Social psychology. A textbook. — Moscow: Aspect Press, 475 p. (In Russian)

7. Frager, R., Feideman, J. (2001). Personality: theories, experiments, exercises. — St. Petersburg: primeEUROZNAK, 863 p. (In Russian)

8. Hjell, L., Ziegler, D. (2019). Theories of personality. — St. Petersburg: St. Petersburg, 3rd edition, 606 p. (In Russian)

9. Shvartser, R., Erusalem, M., Romek, V. G. (1996). Russkaia versiia shkaly obshchei samoeffektivnosti R. Shvartsera i M. Erusalema [The Russian version of the scale of general self-efficacy by R. Schwarzer and M. Yerusalem]. Inostrannaia psikhologiia [Foreign psychology]. No. 7, pp. 71–77. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.11.2023

Дата принятия рукописи в печать: 15.12.2023

В эпоху динамично развивающейся цифровизации бизнеса и предприятий на сотрудников накладываются новые требования к их обучению, применяемым навыкам и знаниям в профессиональной деятельности. В современном мире самоэффективность становится все более актуальной и востребованной характеристикой. В условиях постоянных перемен и быстрого развития технологий нам необходимо быть готовыми адаптироваться к новым требованиям и справляться с возникающими задачами. Знание и опыт, безусловно, являются важными факторами успешности, но без веры в свои собственные способности они могут быть неэффективными.

Как известно, эффективная деятельность работников организации является залогом успешности организации на рынке [1, с. 11]. В связи с этим настоящая работа посвящена изучению эффективного поведения человека в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Должного внимания заслуживает изучение личностных переменных, которые определяют эту эффективность поведения в различных областях жизнедеятельности. Одним из таких конструктов является самоэффективность [2, с. 15].

Также стоит отметить, что самоэффективность играет важную роль в нашей психологической устойчивости, так как в современных обстоятельствах мы сталкиваемся с множеством стрессовых ситуаций, конкуренцией и потребностями баланса между работой и личной жизнью. Иметь высокую самоэффективность помогает нам не только справиться с этими вызовами, но и сохранить позитивное эмоциональное состояние.

Основой исследования данного понятия выступает социально-когнитивная теория А. Бандуры, которая разрабатывалась в 70-е гг. ХХ в. На основе анализа научных публикаций можно сделать вывод о том, что в исследованиях психологов сохраняется относительная неопределенность при рассмотрении понятия «самоэффективность» и до сих пор под вопросом находятся такие ее особенности, как структура, динамика и типология. [3, с. 28]

Для Цитирования:
Светлана Геннадьевна Саранцева, Самоэффективность в контексте профессиональной деятельности. Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: