По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9

SAM как гибкая модель обучения

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета

Актуальность исследования обусловлено тем, что с распространением гибкой методологии к разработке обучающих решений — последовательно или гибко, малыми шагами, «по эджайлу». Что лучше — заранее продумать все и выпускать уже готовый обучающий продукт или выдавать его частями, параллельно работая над следующими? В данной статье раскрываются данные вопросы. Освещается SAM (Successive Approximation Model) как гибкая модель обучения, которую можно использовать при разработке обучающего решения, что поможет разработать действительно полезный, эффективный и применимый на практике учебный контент.

Литература:

1. Бутко Р.П. Анализ моделей педагогического дизайна для проектирования онлайн-курсов // Всероссийская междисциплинарная научная конференция «Наука и практика — 2019»: материалы. ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», 2019.

2. Магасумова Р.Р., Ширинкина Е.В. Дистанционное обучение и его современные аспекты // В сборнике: Инновации в науке и практике. Сборник трудов по материалам Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. — Уфа, 2020.

3. Ширинкина Е.В. Индикаторы эффективности управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент систем управления, 2017. — Т. 24. — № 2.

4. Ширинкина Е.В. Оценка спроса на цифровые кадры в условиях развития технологий «Индустрии 4,0» // Труды международного симпозиума «Надежность и качество», 2019. — Т. 2.

5. Ширинкина Е.В. Оценка потенциала цифрового обучения // Актуальные проблемы экономики и менеджмента, 2020. — № 2 (26).

6. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования, 2019. — № 4 (113).

7. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза, 2019. — № 4.

8. Ширинкина Е.В. Формирование образовательной цифровой среды // Экономика образования, 2020. — № 4 (119).

9. Ширинкина Е.В., Муллобоев А.Р. Тенденции и прогноз развития онлайн-образования // Научные исследования и разработки. Экономика, 2020. — Т. 8. — № 3.

10. Coursera. Google IT Support Professional Certifi cate, 2018 [Электронный ресурс] https://www.coursera.org/ specializations/google-it-support дата обращения: 22.09.2020).

11. Kelchevskaya N.R. & Shirinkina E.V. & Strih N.I. (2019). Estimation of interrelation of components of human capital and level of digitalization of industrial enterprises by method of modeling of structural equations // 1st International Scientifi c Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2019). — Advances in Economics, Business and Management Research, volume 81.

12. Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V., Strih N.I. Evaluation of Digital Development of Human Capital of Enterprises // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298.

Модель обучения описывает, какие шаги необходимо сделать преподавателю для эффективного обучения: смены установок или других трансформаций обучаемых, которые нужны, чтобы достичь ожидаемого результата. Любая модель представляет собой последовательность процедур, которые сгруппированы в ряд этапов, имеют конкретные задачи и методы их решения [3, 5, 9].

Несмотря на обилие существующих моделей, очень грубо можно провести водораздел между разными их видами: с одной стороны будут линейные (яркий пример — ADDIE), а с другой — гибкие итерационные (яркий пример — SAM) [1, 7].

Agile, или гибкая методология разработки — обобщающий термин для ряда подходов и практик организации труда небольших групп и демократического или либерального управления. Разработка любого продукта по Agile сводится к серии коротких циклов (итераций), каждая из которых выглядит как проект в миниатюре и включает планирование, анализ требований, проектирование, тестирование и документирование [6, 8, 12].

Большинство моделей в той или иной степени укладывается в ADDIE: везде есть анализ проектирование и разработка, проведение/ внедрение и оценка результата. Благодаря своей линейности структура модели ADDIE очень похожа на процесс создания классического учебного контента, и, возможно, именно поэтому она стала настолько популярной. Не теряя связи с традиционным подходом, она вполне успешно решает задачи онлайн-обучения [2, 4, 11].

Однако, перед создателями курсов часто возникают задачи, для решения которых приходится искать другие подходы к проектированию. Это связано, например, с ростом объема информации, сжатием сроков разработки или необходимостью корректировать изначальные цели при появлении новых данных.

Поскольку модель обучения — это конструкция, основанная на чьемто опыте, буквальная реализация любой модели на практике может быть недостаточно эффективной. Для решения проблем приходится комбинировать элементы разных моделей, а значит, нужно представлять их возможности. Разберем некоторые из них.

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, SAM как гибкая модель обучения. Юрист ВУЗа. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: