Модель обучения описывает, какие шаги необходимо сделать преподавателю для эффективного обучения: смены установок или других трансформаций обучаемых, которые нужны, чтобы достичь ожидаемого результата. Любая модель представляет собой последовательность процедур, которые сгруппированы в ряд этапов, имеют конкретные задачи и методы их решения [3, 5, 9].
Несмотря на обилие существующих моделей, очень грубо можно провести водораздел между разными их видами: с одной стороны будут линейные (яркий пример — ADDIE), а с другой — гибкие итерационные (яркий пример — SAM) [1, 7].
Agile, или гибкая методология разработки — обобщающий термин для ряда подходов и практик организации труда небольших групп и демократического или либерального управления. Разработка любого продукта по Agile сводится к серии коротких циклов (итераций), каждая из которых выглядит как проект в миниатюре и включает планирование, анализ требований, проектирование, тестирование и документирование [6, 8, 12].
Большинство моделей в той или иной степени укладывается в ADDIE: везде есть анализ проектирование и разработка, проведение/ внедрение и оценка результата. Благодаря своей линейности структура модели ADDIE очень похожа на процесс создания классического учебного контента, и, возможно, именно поэтому она стала настолько популярной. Не теряя связи с традиционным подходом, она вполне успешно решает задачи онлайн-обучения [2, 4, 11].
Однако, перед создателями курсов часто возникают задачи, для решения которых приходится искать другие подходы к проектированию. Это связано, например, с ростом объема информации, сжатием сроков разработки или необходимостью корректировать изначальные цели при появлении новых данных.
Поскольку модель обучения — это конструкция, основанная на чьемто опыте, буквальная реализация любой модели на практике может быть недостаточно эффективной. Для решения проблем приходится комбинировать элементы разных моделей, а значит, нужно представлять их возможности. Разберем некоторые из них.