Продукты спортивного питания относятся к однородной группе продуктов специализированного питания, ассортимент которых постоянно расширяется и совершенствуется. Это обусловлено не только достижениями научно–технического прогресса, но и растущим спросом на них. В этой связи анализ мирового и российского рынка этих инновационных продуктов представляет научный и практический интерес.
Абсолютным лидером мирового рынка спортивного питания являются США, на долю которого приходится примерно 80% этого рынка. Среди производителей Европы, благодаря высоким стандартам качества, большим спросом пользуется немецкая продукция. Такие производители спортивного питания, как Optimum Nutritionи, Weider Global Nutrition успели заработать репутацию эталона в этой сфере.
В России производство продуктов спортивного питания начало активно развиваться только с 2014 года, при этом рацион питания атлетов до повышения курса доллара в основном состоял из продукции зарубежных производителей [1]. Установлено, что за последние годы предложение продуктов спортивного питания на российском рынке увеличилось на 11,1%: с 10,45 тыс. т в 2015 г. до 11,61 тыс. т по итогам 2019 г.
Самое значительное падение было отмечено в 2015 году на 14,2% по сравнению с 2014 годом. Такая ситуация обуславливалась снижением легального импорта спортивного питания на территорию РФ в результате введения эмбарго на ввоз продукции из стран запада и ряда других стран. При этом собственное производство и теневой импорт не были в состоянии компенсировать существенное падение легального импорта [2].
Более того, экономический кризис 2014 г.: ускорение инфляции, ослабление курса рубля и падение реально располагаемых доходов населения — не могли не сказаться на спросе в стране. В 2016-2018 гг. предложение на рынке спортивного питания стало восстанавливаться темпами примерно 1,6-3,0% в год, но несмотря на это, показатели 2018 года все еще оставались ниже докризисных значений.
Необходимо подчеркнуть, что высокая доля импортных поставок, в том числе теневых, характерна для отечественного рынка спортивного питания и в настоящее время. Так, доля импортной продукции в 2014 г. составляла 76,6%, а уже в 2018 г. сократилась до 54,6% в то время как доля отечественного производства в структуре предложения возросла с 10,0% в 2014 г до 30,6% в 2018 г. по причине введения продуктового эмбарго и падения спроса на дорогую импортную продукцию (рисунок 1) [3].