По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рынок продуктов спортивного питания: состояние и перспективы

М.М. Никифорова магистрант 2 курса РАНХиГС при Президенте РФ
М.А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной коммерции РАНХиГС при Президенте РФ
М.Ю. Сидоренко д-р техн. наук, доц. Коммерческий директор ООО «Геон»
С.В. Штерман д-р техн. наук, начальник отдела снабжения ООО «Геон»

Целью статьи является анализ мирового и российского рынков продуктов спортивного питания Установлено, что такие рынки являются динамично развивающимся сегментами продовольственного рынка. За последние годы, рост цен, санкции и большое количество контрафактной продукции привели к тому, что на российском рынке стали преобладать продукты спортивного питания российских производителей. Однако до сих пор многие потребители продуктов спортивного питания предпочитают импортную продукцию, что свидетельствует о необходимости более активного продвижения российских торговых марок путем применения интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Литература:

1. Николаева М.А., Худяков М.С. Рынок продуктов спортивного питания в России: факторы развития / Научно-практ. журнал Вестник Киргизского экономического ун-та им. М. Рыскулбокова. — 2017. — С. 137 — 139. — Международный журнал

2. Николаева М.А., Худяков М.С., Худякова О.Д. Продукты спортивного питания, структура их ассортимента и биологическая ценность некоторых видов протеинов / Теория и практика персонализированного питания. — № 1 (01). — 2019. — С. 51-58.

3. BusinesStat: Анализ рынка спортивного питания в России в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024 гг. [Электронный ресурс] / Business Stat – 2019.– М.: ООО «БизнесСтат», 2019. – Режим доступа: https://businesstat.ru/catalog/id75679/

4. BusinesStat: Анализ рынка фитнесуслуг в России в 2015-2019 гг. [Электронный ресурс] / BusinessStat — 2019. — М.: ООО «БизнесСтат», 2019. — Режим доступа: https://businesstat.ru/catalog/ id11543.

5. РБК Исследования рынков: Рынок фитнес-услуг России 2019 / РБК Исследования рынков — 2019. — М.: РБК Исследования рынков, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// marketing.rbc.ru/research/37091.

Продукты спортивного питания относятся к однородной группе продуктов специализированного питания, ассортимент которых постоянно расширяется и совершенствуется. Это обусловлено не только достижениями научно–технического прогресса, но и растущим спросом на них. В этой связи анализ мирового и российского рынка этих инновационных продуктов представляет научный и практический интерес.

Абсолютным лидером мирового рынка спортивного питания являются США, на долю которого приходится примерно 80% этого рынка. Среди производителей Европы, благодаря высоким стандартам качества, большим спросом пользуется немецкая продукция. Такие производители спортивного питания, как Optimum Nutritionи, Weider Global Nutrition успели заработать репутацию эталона в этой сфере.

В России производство продуктов спортивного питания начало активно развиваться только с 2014 года, при этом рацион питания атлетов до повышения курса доллара в основном состоял из продукции зарубежных производителей [1]. Установлено, что за последние годы предложение продуктов спортивного питания на российском рынке увеличилось на 11,1%: с 10,45 тыс. т в 2015 г. до 11,61 тыс. т по итогам 2019 г.

Самое значительное падение было отмечено в 2015 году на 14,2% по сравнению с 2014 годом. Такая ситуация обуславливалась снижением легального импорта спортивного питания на территорию РФ в результате введения эмбарго на ввоз продукции из стран запада и ряда других стран. При этом собственное производство и теневой импорт не были в состоянии компенсировать существенное падение легального импорта [2].

Более того, экономический кризис 2014 г.: ускорение инфляции, ослабление курса рубля и падение реально располагаемых доходов населения — не могли не сказаться на спросе в стране. В 2016-2018 гг. предложение на рынке спортивного питания стало восстанавливаться темпами примерно 1,6-3,0% в год, но несмотря на это, показатели 2018 года все еще оставались ниже докризисных значений.

Необходимо подчеркнуть, что высокая доля импортных поставок, в том числе теневых, характерна для отечественного рынка спортивного питания и в настоящее время. Так, доля импортной продукции в 2014 г. составляла 76,6%, а уже в 2018 г. сократилась до 54,6% в то время как доля отечественного производства в структуре предложения возросла с 10,0% в 2014 г до 30,6% в 2018 г. по причине введения продуктового эмбарго и падения спроса на дорогую импортную продукцию (рисунок 1) [3].

Для Цитирования:
М.М. Никифорова, М.А. Николаева, М.Ю. Сидоренко, С.В. Штерман, Рынок продуктов спортивного питания: состояние и перспективы. Товаровед продовольственных товаров. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: