По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рынок молочных продуктов: вызовы и перспективы 2022 года

Альбина Искакова коммерческий директор ГК «Белая Долина», Саратовская обл., г. Энгельс

Никогда еще производители молочной продукции не сталкивались с таким количеством вызовов и сложностей одновременно как в 2021 году. Беспрецедентный рост цен на сырье и его переработку, упаковку и доставку продукции, дополнительное государственное регулирование в виде маркировки продукции честным знаком, кратный рост доли СТМ — вот «стандартный» набор сложностей, с которым каждому производителю приходилось бороться в прошлом году. К чему следует готовиться участникам молочного рынка в 2022 году?

В 2021 году произошел аномальный скачок цен на сырое молоко — по данным Союзмолоко в среднем по России он составил 10 %, а по разным регионам прирост достиг от 5 до 15 % к уровню 2020 г. Росту способствовали удорожание кормов и минеральных удобрений, девальвация рубля, инфляционные процессы. Производственные затраты на переработку молока, стоимость маркировки «честным знаком» и доставки продукции в силу увеличения тарифов в итоге привели к росту полной себестоимости молочной продукции от 20 до 25 %.

При этом, по данным исследовательской компании «Новые технологии», темпы роста розничных цен на молочную продукцию в 2020– 2021 гг. существенно ниже и составляют порядка 5 %*. Отставание роста отпускных цен от фактического роста себестоимости легло на «плечи» производителей, отрицательный финансовый результат которых стал в 2021 году отраслевой «нормой».

От 40 до 80% молочных товаров продаются по акции, при этом доля промо меняется в зависимости от категории товара. Есть прямая зависимость количества акций и глубины скидки от уровня маржинальности категории (чем выше маржа, тем чаще производители промоутируют категорию) и количества производителей/брендов в ней.

Подобная нерешительность молокопереработчиков во многом объясняется условиями сетевых контрактов, в которых лимитирован размер и сроки повышения отпускных цен. Как правило, крупный ритейл не принимает изменения цен больше, чем на 5 % в квартал. А пристальное внимание со стороны государства за полочными ценами на молочные продукты как товары первой необходимости дополнительно усложняет и затягивает и без того непростые ценовые переговоры с сетями.

По прогнозам аналитиков, 2022 год облегчения не принесет — продолжится рост цен на сырое молоко, упаковку и ГСМ, а это значит вопрос своевременного повышения отпускных цен перейдет для производителей исключительно в плоскость борьбы за выживание. Для многих мелких и средних игроков первое полугодие 2022 года станет временем банкротств и продаж.

Для Цитирования:
Альбина Искакова, Рынок молочных продуктов: вызовы и перспективы 2022 года. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: