В настоящее время кондитерская промышленность Российской Федерации является одним из лидеров пищевой промышленности нашей страны. В 2023 году валовый объем кондитерского производства в России составил 4 млн 130 тыс. тонн продукции, что на 3,2% больше, чем в предыдущем году (рис. 1). Такие параметры производства сопоставимы с производством кондитерской продукции в Федеративной Республике Германия, которая является мировым лидером в этой области. Рекордные объемы производства сладостей в нашей стране удалось достичь несмотря на серьезнейшие вызовы и испытания, к числу которых стоит отнести пандемийные ограничения 2019–2020 годов, санкции и др.
В разрезе категорий кондитерской продукции товарных: мучные кондитерские изделия, торты и пирожные недлительного хранения продемонстрировали рост на 3,5%; печенье, пряники, вафли — на 1,3%, какао, шоколад, сахаристые кондитерские изделия — на 5,5%, сахаристые кондитерские изделия, не содержащие какао — на 4,8%.
Объем рынка внутреннего рынка кондитерских изделий в 2023 г. является самым высоким за последние десять лет и составляет 3 млн 850 тыс. т (рис. 2). Здесь крайне важно отметить, что потребление кондитерских изделий не сократилось, а приросло к 2022 г. на 0,7% и составило в 2023 году 26,3 кг/чел., что также является самым высоким показателем за последнее десятилетие. Чем можно объяснить положительную динамику роста рынка российских кондитерских изделий? Ответ простой и очевидный: повышение качества продукции, разнообразие ассортимента, ценовая политика и другие факторы.
Отдельно важно проанализировать структуру использования кондитерской отраслью различного сырья. Кондитерские изделия относятся к продукции АПК с самым высоким уровнем добавленной стоимости. Структурно соотношение представлено на рис. 3 и выглядит на сегодняшний день следующим образом: 1500,0 тыс. т — сахар; 1100,0 тыс. т — мука пшеничная; 650,0 тыс. т — какао-продукты. В сырьевую структуру также входят: масложировая группа (360,0 тыс. т), патока крахмальная (230 тыс. т) и молочная продукция (150,0 тыс. т).