Любопытно, на наш взгляд, то, что доля самозанятых и индивидуальных предпринимателей в сфере транспортных услуг заметно выше половины от общего числа исполнителей в сфере услуг в целом. И, как показывают цифры государственной статистики, в основном за счет сегмента грузовых автомобильных перевозок. То есть можно выдвинуть смелую гипотезу, что именно грузоперевозки становятся значимым источником роста малого и среднего бизнеса, а в перспективе могут стать ключевым драйвером роста реального сектора экономики в сфере услуг.
Автомобильные грузовые перевозки из года в год в посткризисное время показывают слабый, но устойчивый рост, причем в натуральном выражении динамика и конкретные значения менее заметны по сравнению с денежным эквивалентом. Весь рынок грузовых перевозок, по разным экспертным оценкам, составляет 800– 1000 млрд рублей в год. Сегмент сборных грузоперевозок (LTL), в котором работаем мы, — не более 15–20% от общего объема, но, на наш взгляд, именно он имеет наибольший потенциал роста как в натуральном выражении, так и в денежном. Более того, если смотреть на доходность с тонно-километра, то на один тонно-километр последняя существенно выше, чем в «генеральных грузах» (FTL). Среднегодовой прирост в этом сегменте грузоперевозок, по нашим оценкам, более 7%, тогда как общий прирост в сегменте грузовых автоперевозок, прогнозируемый нарастающим итогом в 2018 году, составит около 1,5%.
Автомобильные грузовые перевозки из года в год показывают слабый, но устойчивый рост, причем в натуральном выражении динамика и конкретные значения менее заметны по сравнению с денежным эквивалентом
Отдельно отметим следующие факторы, положительно влияющие на рынок.
• Во-первых, при общей отрицательной динамике роста количества регистрируемых предприятий в РФ доля новых представителей малого и среднего бизнеса, занятых в торговой, строительной и обрабатывающей сферах, почти 90%. Экономика каждой в отдельности и всех вместе сильно зависит от доли транспортных затрат в себестоимости товара/ услуги.