По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (06) DOI:10.33920/VNE-3-2406-08

Рынок e-commerce в России: особенности развития и влияние на инвестиционную привлекательность компаний

Медведева Е. В. Финансовый университет при Правительстве РФ

Изменения, происходящие в мире, в таких отраслях, как экономика и бизнес, способствуют переходу общества на новый уровень. Любая промышленная революция превозносит совершенно иные тенденции, однако четвертая несет за собой абсолютно новые тренды, которые необходимо осваивать, непосредственно и российским компаниям.

Литература:

1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24 декабря 2018 г. № 16.

2. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

3. Отчет PwC «Индустрия 4.0: создание цифрового предприятия». Всемирный обзор реализации концепции «Индустрия 4.0» за 2016 г.

4. Головатюк Л. Н., Торосян И. Г., Фомченкова И. Ю. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы IV Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых. М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет; 13 декабря 2017 г.: Доклады и выступления / под ред. д-ра экон. наук Л. В. Лапидус. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. — 72 с.

5. Ратай Т. В. Финансирование гражданской науки в России и за рубежом: 2020/ Наука. Технологии. Инновации / Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2021–1–2 с.

6. Власова В. В., Гохберг Л. М. Глобальный инновационный индекс — 2021/ Наука. Технологии. Инновации / Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2021–1–3 с.

7. Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Бредихин С. В. и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 7 [Электронный ресурс] / Р35; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (объем 28,1 Мб). — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 274 с.

8. Масленко Д. Десять технологий, которые изменят электронную коммерцию [Электронный ресурс] // Индустрия 4.0–2021 — (https://trends.rbc.ru/trends/indu stry/60ae425c9a7947e3e7969558)

9. Андреев А. E-commerce в промышленности: анализ лидеров рынка [Электронный ресурс] // Бизнес — 2018 — (https://www.uplab.ru/blog/e-commerce-industry/)

10. Шалаева А.П. ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения» [Электронный ресурс] // национальный стандарт Российской Федерации № 979-ст — 2021 — (https://fea.ru/article/gost-c-d)

1. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii»: prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional’nym proektam protokol ot 24 dekabrja 2018 g. N 16

2. O strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017– 2030 gody: ukazom Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. No 203

3. Otchet PwC «Industrija 4.0: sozdanie cifrovogo predprijatija». Vsemirnyj obzor realizacii koncepcii «Industrija 4.0» za 2016 g.

4. Golovatjuk L. N., Torosjan I. G., Fomchenkova I.Ju.: Perspektivy razvitija jelektronnogo biznesa i jelektronnoj kommercii. Materialy IV Mezhfakul’tetskoj nauchnoprakticheskoj konferencii molodyh uchenyh: Moskva, MGU imeni M. V. Lomonosova, jekonomicheskij fakul’tet; 13 dekabrja 2017 g.: Doklady i vystuplenija / pod red. d-ra jekon. nauk L. V. Lapidus. — M.: Jekonomicheskij fakul’tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2018. — 72 s.

5. Rataj, T. V. Finansirovanie grazhdanskoj nauki v Rossii i za rubezhom: 2020/ Nauka. Tehnologii. Innovacii / Institut statisticheskih issledovanij i jekonomiki znanij NIU VShJe, 2021–1–2 s.

6. Vlasova V. V., Gohberg, L. M. Global’nyj innovacionnyj indeks — 2021/ Nauka. Tehnologii. Innovacii / Institut statisticheskih issledovanij i jekonomiki znanij NIU VShJe, 2021–1–3 s.

7. V. L. Abashkin, G. I. Abdrahmanova, S. V. Bredihin i dr.; pod red. L. M. Gohberga, Rejting innovacionnogo razvitija sub#ektov Rossijskoj Federacii. Vypusk 7 [Jelektronnyj̆ resurs] / R35; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». — Jelektron. tekst. dan. (ob#em 28,1 Mb). — M.: NIU VShJe, 2021. — 274 s.

8. Maslenko D., Desjat’ tehnologij, kotorye izmenjat jelektronnuju kommerciju [Jelektronnyj resurs] // Industrija 4.0–2021 — (https://trends.rbc.ru/trends/industry/60ae 425c9a7947e3e7969558)

9. Andreev A., E-commerce v promyshlennosti: analiz liderov rynka [Jelektronnyj resurs] // Biznes — 2018 — (https://www.uplab.ru/blog/e-commerce-industry/)

10. Shalaeva A. P., GOST R 57700.37–2021 «Komp’juternye modeli i modelirovanie. Cifrovye dvojniki izdelij. Obshhie polozhenija» [Jelektronnyj resurs] // nacional’nyj standart Rossijskoj Federacii № 979-st — 2021 — (https://fea.ru/article/gost-c-d)

Обществу свойственно подвергаться изменениям с течением времени. Каждый новый этап привносит новые изменения, позволяющие ему прогрессировать. Первая промышленная революция дала толчок для развития машинного труда, что повлекло за собой увеличение фабрик и спад количества мануфактур. Произошли изменения с точки зрения социальной среды общества (разделение на классы буржуазии и пролетариата). Возникновение конвейерного производства и электрификации, сращивание промышленного и банковского капитала принято относить ко второй промышленной революции. Также была установлена централизация и концентрация банковского капитала. Далее третья промышленная революция направлена на интеграцию в производстве инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и ПО.

Изменения, происходящие сейчас и вплоть до 2030 года, влекут за собой последствия, выраженные четвертой промышленной революцией, что подразумевает под собой переход в Индустрию 4.0. Данный переход основывается на «новом» подходе экономики. Индустрия 3.0, которая базируется на трех принципах: 1) выраженный рост производительности труда, что непосредственно приводит к снижению уровня по своему количеству рабочих, так называемых синих воротничков и занятых в производстве в целом; 2) возникновение горизонтального взаимодействия фирм вместо централизованных моделей бизнеса в распределении ресурсов; 3) становление превалирующим центром прибыли — R&D; начинает уступать развивающейся четвертой промышленной революции, которая включает в себя усиленное продвижение киберфизических систем в производственные процессы, формирование Big Data, внедрение Виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), технологии Agile и др. На рынок выходят новые инновационные проекты, направленные на развитие не только цифровых технологий, но и на технологии точной медицины, биотехнологии, нейротехнологии, а также на новые способы сохранения и генерации энергии.

Цифровизация влечет за собой новые инновационные стратегии, создавая переход компаний к онлайнторговле (e-commerce). Главной предпосылкой к распространению рынка электронной коммерции стала пандемия COVID-19. Сегмент товаров и услуг, производимых онлайн, стал более востребован среди потребителей в силу сложившихся обстоятельств и введенных ограничений государствами. Выделяется рост эффективности фирм исходя из их партнерства с другими. Новые пути сотрудничества приводят к иным методам взаимодействия с потребителями, что позволяет компаниям обладать быстро адаптивной базой, каналами развития партнерских отношений и навыками интеграции иной маркетинговой системы.

Для Цитирования:
Медведева Е. В., Рынок e-commerce в России: особенности развития и влияние на инвестиционную привлекательность компаний. Лизинг. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: