По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334:621.5 DOI:10.33920/VNE-03-2110-03

Рынок бытовой техники и тенденции его развития

Райкова Е. Ю. канд. техн. наук, доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы, РЭУ имени Г. В. Плеханова, г. Москва
Осипян Э. В. магистр, РЭУ имени. Г. В. Плеханова, г. Москва

Работа посвящена анализу рынка бытовой техники, основным тенденциям его развития. Проанализирована структура и доля импорта бытовой техники. Рассмотрены основные лидеры на рынке бытовой техники и приведены доли их компаний на сегодняшний день в РФ. В статье также исследованы тенденции развития рынка бытовой техники.

Литература:

1. Лукина А. В. Маркетинг товаров и услуг: учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 239 с.

2. Радаев В. В. Особенности и тенденции развития интернет-торговли (на примере рынка бытовой техники и электроники): учеб. пособие. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2015. — 453 с.

3. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник; Институт экономики и финансов «Синергия». — М.: ИНФРА-М, 2015. — 383 с.

4. Доля импортной продукции в общем объеме товарооборота // Предпринимательство: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 12.07.2020).

5. Анализ рынка крупной бытовой техники в странах СНГ в 2014–2018 гг., прогноз на 2019–2023 гг. // Business Stat. Магазин исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/ (дата обращения: 12.07. 2020).

6. Обзор рынка: бытовая техника и электроника (годовой отчет 2018–2019 гг.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ar2018.invest.mvideo.ru/ (дата обращения: 12.07.2020).

7. Рынок БТиЭ: итоги III квартала 2019 г. // Битпрайс рынок БТиЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// https://bitprice.ru/ (дата обращения: 12.07.2020).

1. Lukina A. V. Marketing tovarov i uslug: ucheb. posobie [Marketing of goods and services: manual] / A. V. Lukina. — 2nd ed., expanded. — Moscow: FORUM: INFRA-M, 2017. — 239 p. (In Russ.)

2. Radaev V. V. Osobennosti i tendentsii razvitiia internet-torgovli (na primere rynka bytovoi tekhniki i elektroniki) ucheb. posobie [Features and trends in the development of Internet trade (on the example of the market of household appliances and electronics): manual] / V. V. Radaev. — Moscow: Publishing House of the State University — Higher School of Economics, 2015. — 453 p. (In Russ.)

3. Soloviev, B. A. Marketing: Uchebnik [Marketing: Manual] / B. А. Soloviev; Institute of Economics and Finance «Synergy». — Moscow: INFRA-M, 2015. — 383 p. (In Russ.)

4. Dolia importnoi produktsii v obshchem obieme tovarooborota [The share of imported products in the total volume of goods turnover] [Electronic resource] // Entrepreneurship: Federal State Statistics Service: URL: http://www.gks.ru/ (Date of access 12.07.2020) (In Russ.)

5. Analiz rynka krupnoi bytovoi tekhniki v stranakh SNG v 2014–2018 gg, prognoz na 2019– 2023 gg. [Analysis of the market for large household appliances in the CIS countries in 2014–2018, forecast for 2019–2023] [Electronic resource] // Business Stat. Research Store: URL: https://marketing.rbc.ru/ (Date of access 12.07.2020) (In Russ.)

6. Obzor rynka: bytovaia tekhnika i elektronika [Market overview: household appliances and electronics] [Electronic resource] // Annual report 2018–2019: URL: https://ar2018.invest. mvideo.ru/ (Date of access 12.07.2020) (In Russ.)

7. Rynok BTiE: itogi III kvartala 2019 goda [Household and electronic appliances market: results of the III quarter of 2019] [Electronic resource] // BitPrice Household and electronic appliances market: URL: https: // https://bitprice.ru/ / (Date of access 12.07.2020) (In Russ.)

На сегодняшний день рынок бытовой техники характеризуется высокой насыщенностью товаров и направлен на удовлетворение запросов потребителей за счет предоставления комплекса сопутствующих услуг. Среди наиболее важных факторов, влияющих на покупку бытовой техники , являются качественные и технические характеристики товара, уровень цен, система скидок, предоставление кредита или рассрочки, известность бренда, послепродажное обслуживание.

Рынок бытовой техники, испытавший в 2015 г. сильнейший кризис, связанный с зависимостью российского рубля по отношению к американскому курсу доллара, на данный момент характеризуется положительной тенденцией. [2] Больший темп роста по данным 2019 г. в сегменте рынка бытовой техники и электроники занимают телекоммуникации (13,9 %) и малая бытовая техника (10,4 %) [6].

Высокая популярность сегмента малой бытовой техники среди потребителей вызвана появлением в ассортименте высокотехнологических устройств, экономящих время и усилия потребителей (вертикальные и роботы-пылесосы, парогенераторы, ирригаторы, аккумуляторные зубные щетки, триммеры для бороды и др.).

Рынок крупной бытовой техники в 2019 г. характеризуется невысокими темпами роста, а именно 4,6 %. [3] Несомненным лидером в данном сегменте являются встраиваемые посудомоечные машины, холодильники премиум формата, такие как Side-by-Side и 3+ Doors, а также стиральные машины с сушкой и с загрузкой 9 кг и более и сушилки. Высоким спросом среди внутри встраиваемой техники, по данным анализа рынка 2019 г., обладают индукционные панели, встраиваемые СВЧ печи и духовки с сенсорным управлением.

Рис. 1. Темпы роста сегментов рынка бытовой техники и электроники по состоянию на 2019 г., %

Основными лидерами на российском рынке электроники и бытовой техники являются «М. Видео», «Эльдорадо» и «Техносила», входящие в состав Промышленно-финансовой группа «Сафмар» и составляющие 35 % рынка [5]. Второе место занимает сеть DNS с долей около 15 %, и на третьем месте находятся актив «МегаФона» и ГК «Связной» (10 %). Однако стоит отметить, что наиболее высокая конкуренция между этими лидерами присутствует на региональных рынках. Кроме этого, учитывая увеличение накладных расходов сетевых компаний, связанных с повышением налога на добавленную стоимость, снижением курса рубля, производством комплектующих за пределами РФ, можно утверждать о ежегодном росте цен на 10–15 % по данным 2018 г. В своей стратегии группа «М. Видео» делает акцент на развитии и продвижении бизнеса в сети Интернет.

Рис. 2. Доли компаний на рынке бытовой и электронной техники по состоянию на 2019 г.

С 2017 по 2019 г., по данным Росстата, наблюдается тенденция роста стоимостного и количественного объема импорта бытовой техники. Данная особенность рынка бытовой техники прежде всего связана с недостаточно развитым кластером поставщиков в России. Большинство иностранных производителей бытовой техники локализуют свое производство на территории РФ. Основываясь на данных Росстата, локализация корейских холодильников на отечественном рынке составила 38 %; стиральные машины достигли 59 % [4]. В I квартале 2020 г. импорт бытовой техники в России сократился на 10 %, что связано с физическим спадом закупаемых объемов продукции, ослаблением рубля, низким потребительским спросом в связи с пандемией COVID-19, перебоями поставок, сокращением рабочих мест.

Рис. 3. Доля импорта бытовой техники в общем объеме товарооборота на 2017–2020 гг.

Среди наиболее крупных российских производителей бытовой техники следует выделить Bork, Polar, Redmond, Vitek, ЕВГО, Стинол. Основные лидирующие бренды на рынке мелкой бытовой техники в России являются Polaris, Vitek и Scarlett. В 2017 г. рыночная доля российского производителя ООО «ПОЛАРИС» составила 9,2 % [1].

К основным тенденциям развития рынка бытовой техники в будущем можно отнести следующие:

1) дальнейшее увеличение продаж в натуральном выражении сегментов малой бытовой техники и телекоммуникации за счет роста спроса населения на удобную, многофункциональную технику;

2) растущая популярность «умной» бытовой техники за счет возможности дистанционного управления ею, оптимизации потребления электроэнергии, простоты в использовании;

3) дальнейшая заинтересованность потребителей в инновационной бытовой технике премиум-сегмента как способа самовыражения и получения новых впечатлений;

4) использование онлайн-каналов как основного способа приобретения бытовой техники. По данным исследования Data Insight при поддержке SAP, количество онлайн-заказов в первую половину 2019 г. составило 39,1 млн заказов на сумму 368 млрд руб. [7]. Данная тенденция прежде всего связана с точным пониманием потребителей своих потребностей, экономией времени и более низкой стоимостью;

5) рост спроса на многофункциональную бытовую технику по доступным ценам, позволяющую сэкономить время и усилия по выполнению рутинных домашних обязанностей (парогенераторы, роботы-пылесосы, отпариватели и т. д.);

6) основными каналами сбыта будут являться по-прежнему специализированные розничные магазины бытовой техники и электроники.

Язык статьи:
Действия с выбранными: