Окончание, начало в № 4/2019
Рыбоводство Северной Америки вносит существенный вклад в развитие сферы отдыха и туризма. Рекреационный лов, поддерживаемый выпусками заводской молоди, встал в один ряд с такими направлениями развлечений, как спортивные состязания, шоу-бизнес, азартные игры, которые приносят прибыль, не сопоставимую с доходами в других сферах легальной экономики, за исключением нефтедобычи, поскольку капитализм самые большие деньги извлекает из человеческих слабостей. Рекреационный лов (ради удовольствия, а не ради заработка или добычи продуктов питания) почти во всех индустриальных странах, за исключением России и некоторых других стран бывшего СССР, продолжающих во многом жить по законам социализма, оказался самым эффективным применением достижений современного рыбоводства [12–14].
В США 31,1 млн удильщиков совершили в 2011 году 443 тыс. выездов на рыбалку (на море и пресноводные водоемы) и потратили только в розничной торговле 40 млрд долларов, а суммарный объем «экономического воздействия», включая сферу гостиничных и транспортных услуг, превысил 115 млрд долларов и охватил 800 тыс. рабочих мест. Если взять только морской рекреационный лов, то 12 млн удильщиков потратили 31 млрд долларов, а объем «экономического воздействия» составил 80 млрд долларов при количестве рабочих мест 500 тыс. (данные 2012 года). Для сравнения: вся сфера промышленного рыболовства США, включая переработку рыбы и розничную торговлю, создала в 2012 году 1,3 млн рабочих мест, а объем «экономического воздействия» составил 239 млрд долларов [20].
Некоторые рыболовы готовы тратить тысячи долларов, чтобы поймать редкую рыбу, подержать в руках, сфотографироваться и выпустить обратно. Сфера рекреационного лова охватывает в Северной Америке все акватории, за исключением находящихся в «индейских резервациях» (которые живут по иным законам), и все виды рыб, кроме включенных в Красные листы ESA, однако и в этих случаях допускаются определенные исключения [11–13].