Американский шед Alosa sapidissima (Wilson, 1811) вошел в историю Северной Америки как первый атлантический вид, успешно акклиматизированный в реках тихоокеанского побережья благодаря появлению рыбоводных заводов. Этот вид длительное время был одним из важнейших объектов заводских программ и позволяет показать, с одной стороны, применение различных рыбоводных методик, а с другой стороны, ограниченность возможностей искусственного разведения рыб в целом, что вынуждает отказываться от него и переходить к более затратным мерам по демонтажу плотин и восстановлению исторических нерестовых миграций.
Alosa sapidissima — самый крупный вид сельдей. Исторический ареал — атлантическое побережье Северной Америки от рек Лабрадора до реки Св. Джонса во Флориде [15; 17]. Один из важнейших объектов коммерческого рыболовства в XIX веке и рекреационного рыболовства в XX веке (рис. 1).
Самки достигают веса 3 кг (рекордный вес — 5,4 кг), самцы — 2 кг. Нерестовый ход в зависимости от широты местности начинается в феврале — апреле, нерест проходит в апреле — июне при температуре от 14 до 24,5 °C. Нерест порционный, уже в первый год созревания самка, как показали последние исследования [14], может отложить около полумиллиона икринок (478–544 тыс.), производя 11–17 кладок (по 12,7–81,4 тыс.) за сезон с интервалом 2–3 дня. С увеличением широты местности (от реки Св. Джонса во Флориде до рек Св. Джона и Мирамичи) среднее число одновременно присутствующих в яичнике ооцитов разных генераций понижается от 400 тыс. до 150 тыс. [17].
Во время миграции и нереста самки теряют до 50% веса, самцы — до 30% [38], что наиболее сильно проявляется в южных популяциях, для которых характерна моноциклия (южнее реки Кейп Фиар). По мере продвижения на север увеличивается доля рыб, выживающих после нереста. В северных популяциях рыбы нерестятся ежегодно в течение четырех лет [7; 10].
Длина личинок при вылуплении — 9–10 мм. Молодь в возрасте 1–2 месяцев или осенью скатывается в эстуарий, где может находиться до одного года, а затем переходит в открытое море. В возрасте 3–6 лет взрослые производители возвращаются в родные реки на нерест [7; 16; 25; 27].