В Концепции «Основы государственной культурной политики» [1], что согласуется с принятой «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года» [2], помимо прочих1 , основная цель сформулирована как «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного развития», что вполне соответствует «министерскому подходу» к культуре со стороны государства, существующему у нас еще с советского периода. Имеется в виду то, что в управлении учреждениями и аппаратами культуры их деятельность не являлась самоцелью. Конечной целью их работы считалась определенного рода модификация поведения человека. Начиная с эпохи культурной революции в СССР можно встретить ряд стандартных формул, касающихся целей культурной политики, например развитие «творческой личности», трансформировавшееся в современном документе в «создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала». Если перевести это на язык реальной прагматики, то это означало, что в результате комплекса мер культурных учреждений должны изменяться некоторые базовые характеристики человеческой деятельности, в частности характер включенности в трудовую деятельность, в итоге должен был быть сформирован человек, заинтересованный в результатах своей работы, мотивированный к повышению производительности своего труда. При этом в поведении людей должны были быть слиты воедино определенные цивилизационные навыки, снижающие в том числе уровень асоциального и криминального поведения, сохраняющие за счет усвоения привычек определенного образа жизни качество и трудоспособность населения.
Актуальность таких целей и в наше время сложно оспорить, и в этом смысле в прагматике государственной политики все осталось на своих местах: не так давно министр культуры РФ Владимир Мединский высказался о том, что музыкальные школы должны развиваться потому, что их выпускники не попадают в колонии для несовершеннолетних. Критиковать по добный образ мысли, как это часто принято в среде интеллигентных людей, априорно уже настроенных против любых действий Министерства культуры, неуместно. У государства здесь всегда есть определенного рода узкий утилитарный подход, который и должен быть ограничен формальными вещами: созданием инфраструктуры для реализации культурных запросов и самосовершенствования, организацией доступа к российскому и мировому культурному наследию, сохранением исторического наследия для будущих поколений, стимулированием развития культурных индустрий как важного и перспективного экономического ресурса развития, формированием культурной среды, выполняющей цивилизационные функции.