По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рязань. Программа развития культуры: заметки на полях Образец работы студента (уровень магистратуры) по направлению 51.04.01 — «Культурология», дисциплина «Разработка региональных культурных проектов»

Бабошко Леонид Владимирович магистрант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: fredrake@yandex.ru

В октябре 2013 года правительство Рязанской области утвердило и в мае 2014 года отредактировало программу «Развитие культуры на 2014–2020 годы», которая пришла на смену долгосрочной целевой программе «Культура Рязанской области на 2010–2015 годы». Поскольку 2014 год был объявлен в России Годом культуры, а также утверждены Концепция «Основы государственной культурной политики» и «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», необходимость разработки и утверждения подобных программ культурного развития на уровне регионов весьма актуальна, но не менее актуален и вопрос осмысления проблем разработки региональных программ по развитию культуры. В результате возросшего внимания со стороны государства к вопросам и проблемам культуры следует ожидать изменений в подходе региональных правительств к разработке программ по культуре, ухода от общих формулировок и универсальных решений и формирования программ на основе анализа историко-культурных особенностей и потенциала, а также проблем в сфере культуры своих регионов. В данной статье делается попытка выполнить анализ вопросов и проблем из программы по развитию культуры Рязанской области, показавшихся автору наиболее интересными, и высказать субъективные комментарии, которые могут быть интересны как администрации региона, так и тем, кому небезразличны проблемы культуры в России.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 24.12.2014 «Основы государственной культурной политики». — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47325.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/ f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5/.

3. Государственная программа Рязанской области «Развитие культуры на 2014–2020 годы». Приложение к постановлению правительства Рязанской области от 30.10.2013 № 345. — URL: http://docs.cntd.ru/document/460210581.

4. Глазычев В.Л. Город утраченный // Официальный сайт Вячеслава Леонидовича Глазычева. — URL: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/ gorod_utra4enny.htm.

В Концепции «Основы государственной культурной политики» [1], что согласуется с принятой «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года» [2], помимо прочих1 , основная цель сформулирована как «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного развития», что вполне соответствует «министерскому подходу» к культуре со стороны государства, существующему у нас еще с советского периода. Имеется в виду то, что в управлении учреждениями и аппаратами культуры их деятельность не являлась самоцелью. Конечной целью их работы считалась определенного рода модификация поведения человека. Начиная с эпохи культурной революции в СССР можно встретить ряд стандартных формул, касающихся целей культурной политики, например развитие «творческой личности», трансформировавшееся в современном документе в «создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала». Если перевести это на язык реальной прагматики, то это означало, что в результате комплекса мер культурных учреждений должны изменяться некоторые базовые характеристики человеческой деятельности, в частности характер включенности в трудовую деятельность, в итоге должен был быть сформирован человек, заинтересованный в результатах своей работы, мотивированный к повышению производительности своего труда. При этом в поведении людей должны были быть слиты воедино определенные цивилизационные навыки, снижающие в том числе уровень асоциального и криминального поведения, сохраняющие за счет усвоения привычек определенного образа жизни качество и трудоспособность населения.

Актуальность таких целей и в наше время сложно оспорить, и в этом смысле в прагматике государственной политики все осталось на своих местах: не так давно министр культуры РФ Владимир Мединский высказался о том, что музыкальные школы должны развиваться потому, что их выпускники не попадают в колонии для несовершеннолетних. Критиковать по добный образ мысли, как это часто принято в среде интеллигентных людей, априорно уже настроенных против любых действий Министерства культуры, неуместно. У государства здесь всегда есть определенного рода узкий утилитарный подход, который и должен быть ограничен формальными вещами: созданием инфраструктуры для реализации культурных запросов и самосовершенствования, организацией доступа к российскому и мировому культурному наследию, сохранением исторического наследия для будущих поколений, стимулированием развития культурных индустрий как важного и перспективного экономического ресурса развития, формированием культурной среды, выполняющей цивилизационные функции.

Для Цитирования:
Бабошко Леонид Владимирович, Рязань. Программа развития культуры: заметки на полях Образец работы студента (уровень магистратуры) по направлению 51.04.01 — «Культурология», дисциплина «Разработка региональных культурных проектов». Ученый совет. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: