Кодификатор — это список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена. Ознакомившись с новым документом, учителя пришли в ужас. «Нет ни “Евгения Онегина”, ни “Героя нашего времени”, ни “Мертвых душ”. А также нет “Слова о полку Игореве”. То есть вся русская литература до середины XIX века снесена под ноль. Ее больше знать не полагается. Отсчет надо вести, как предлагают господа из ФИПИ, с Тургенева, Гончарова и Островского. Список для чтения сокращен в несколько раз, зато пополнился зарубежными авторами, например Умберто Эко и Томасом Стернзом Элиотом. Я ничего не имею против этих прекрасных писателей. Но программа для российских школ, в которую входит Т.С. Элиот, а Пушкин и Лермонтов даже не упоминаются, вызывает, мягко говоря, шок», — написал доцент СПбГУ Николай Карпов.
Он заметил, что мотивировок такого решения нет, но понять логику нетрудно — из ЕГЭ просто убраны все писатели, изучавшиеся до 10-го класса. Среди «пострадавших» есть и классики зарубежной литературы — Гете и Байрон. Их произведения изучались годом раньше, поэтому теперь про эти книги предложено забыть. Зато в список ЕГЭ внесены Захар Прилепин, Евгений Гришковец, Виктор Пелевин. Вернулись изгнанные когда-то из школьной программы «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева.
Составители ЕГЭ по литературе написали, что «школьник должен сформулировать российскую гражданскую идентичность», проявить «готовность к служению и защите Отечества». Литература должна формировать «патриотизм, идейную убежденность и осознание духовных ценностей российского народа». Действительно, какой уж здесь Гоголь с его едким сарказмом в отношении российской действительности! А вот Умберто Эко — то, что надо!
В Рособрнадзоре объяснили журналистам, что вовсе не хотели предать забвению лучшие произведения, написанные за семь веков русской истории. Чиновники просто пытаются привести в порядок систему обучения, а заодно и облегчить жизнь школьников, которым, вероятно, тяжело читать слишком много книжек.