Изучение расстройств пищевого поведения в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с широкой распространенностью данного явления среди различных контингентов населения, появлением новых вариантов аномального употребления пищи [17], сложностью раннего выявления в силу госпитализации таких пациентов в соматические стационары и отсутствием жалоб на психическое здоровье [1].
Нарушения пищевого поведения включает в себя широкий диапазон строгих и нездоровых схем потребления пищи, которые коморбидны с различными психическими расстройствами (в первую очередь депрессией, тревогой и расстройствами личности) и нередко сопровождаются физиологическими и соматическими осложнениями. Многие из этих расстройств пищевого поведения, такие, как нервная анорексия или нервная булимия, были признаны болезнями в DSM-IV.
Однако есть много вновь выявленных нарушений которые еще не признаны болезнью ни в DSM-V [16], ни в МКБ-10. Орторексия является одним из таких непризнанных психологических расстройств пищевого поведения, в которых человек становится одержимым едой чистых, здоровых и правильных видов продуктов для улучшения здоровья [14, 19]. В переводе с греческого орторексия означает «правильная еда», «правильный аппетит». В настоящее время НО не считается психическим расстройством и не включена в DSMIV и МКБ-10. Тем не менее, зарубежные специалисты [20, 24] используют термин НО при описании данного расстройства пищевого поведения.
Сегодня рассматриваются следующие варианты синдрома орторексии: как самостоятельное заболевание, как вариант или этап развития анорексии или булимии, как проявление расстройства личности или другого психического расстройства [6, 10, 15, 21].
Существуют предположения, что НО не психическое расстройство, а новая социально-культурная тенденция [2]. Согласно другой точки зрения врачей-терапевтов [3] НО — болезнь, приводящая к тяжелым последствиям для физического и психического здоровья человека.
Критериями диагностики нервной орторексии [26] являются: