По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 800 DOI:10.33920/nik-02-2009-04

Русский язык как системообразующая дисциплина: к проблеме понимания

Турбовской Яков Семёнович вице-президент Академии гуманитарных исследований, д-р пед. наук, проф., Россия, 105062, Москва, Макаренко, 5/16, e-mail: jakov@psk-net.ru

В статье отстаивается идея о том, что русский язык — это системообразующая дисциплина в любом комплексе дисциплин — вне зависимости от уровня подготовки и от направления (профиля). Это связано с тем, что овладение русским языком становится основой понимания, следовательно, фундаментом освоения любого комплекса знаний. Автор показывает, что овладение языком означает овладение живой речью, овладение основными принципами её семантики и структуры, принципами передачи мысли в словесной форме.

Было бы величайшей несправедливостью обвинять дидактов и методистов, занимавшихся и занимающихся проблемами создания учебного предмета «русский язык». Всё создаваемое ими проникнуто нескрываемой любовью к русскому языку, глубочайшей личностной, профессиональной и гражданской заинтересованностью в его развитии. При этом нельзя не учитывать того, что забота и обеспокоенность о развитии русского языка и речи всегда были в центре внимания не только педагогической, но и общественной мысли. Выдающиеся общественные деятели, литераторы и публицисты выступали в защиту живого слова, способного проникнуть в душу человека, научить и повести за собой.

Но специфика учебного процесса не допускала возможности прямого переноса и использования мудрых гражданских призывов в реальную практику повседневного обучения. Учебный процесс требовал специальных методических решений столь актуальной, но трудно поддающейся практическому воплощению в жизнь проблемы. Реальное создание именно такой методики связывается с именем Ф.И. Буслаева (1818–1898), раскрывшего её суть в книге (обратите внимание на название!) «О преподавании отечественного языка и программные пути усвоения учеником и всех форм живой речи» (выделено мной. — Я.Т.). И особую значительность приобретает именно эта работа с позиций современных поисков решения проблемы повышения эффективности обучения русскому языку. Обратим внимание на то, что признанный создатель отечественной методики преподавания русского языка не только положил в основу обучения ребенка «формы живой речи», но и при этом акцентированно и настоятельно уточнил, что эти формы «должны являться ему не сами по себе, а в постоянно органической связи с мыслью, им выраженной».

Таким образом (и это, пожалуй, самое главное!) создатель методики преподавания русского языка не только поставил возможность овладения языком в прямую зависимость от развитости и владения родным языком и речью, но и буквально подсказал, как и благодаря чему эту цель можно достигнуть. При этом Ф.И. Буслаев сформулировал ряд правил для «методы преподавания», которые не только отстаивали глубинную логику связей между языком и речью, но и раскрывали, как на её основе можно добиваться высокой обучающей эффективности преподавания русского языка. И по его глубочайшему по своей формирующей значимости наставлению, из которого исходили сформулированные им правила и вся его методика, — вслушаемся же!: изучение отечественного языка должно быть «исключительно практическим, прежде чем начнется грамматика» (выделено мной. — Я.Т.) И, забегая вперед, отмечу, что проявленная ученым озабоченность об эффективности обучения родному языку, зависящая от его органической неразрываемой связи с речью, по сей день не только остается актуально важной, но и единственно продуктивной в своей фундаментальной значимости.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семёнович, Русский язык как системообразующая дисциплина: к проблеме понимания. Ученый совет. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: