Статья поступила 10.01.2017 г.
Личность — состоявшийся человек, обладающий качествами, гармонично сочетающими потребности и способности. Формирование личности — сложный и приоритетный для общества вопрос, от решения которого зависит его будущее. Менталитет нации как духовное явление отражает одну из сторон его бытия, закрепляясь в качествах личности в процессе их формирования.
Раскрывая означенную проблему, стоит сделать уточнения, касающиеся сути базовых понятий. Дело в том, что существует определённая тонкость в оперировании категориями менталитет и ментальность. В ряде источников они порою не разделяются, вызывая понятийную настороженность читателей.
Автором в процессе изучения материалов этого плана проанализированы некоторые концепции и представлена собственная позиция.
В большинстве работ [1–6] менталитет и ментальность рассматриваются как наиболее общие понятия, синтезирующие содержание смежных терминов, таких как «национальный характер», «душа народа», «душевный склад» в единую теоретическую композицию. Они представляются как активно действующее онтологическое ядро сознания народа, система национально-культурных архетипов, проявляющихся в социокультурных смыслах и стереотипах. Эти категории представляются как отражение в мысли универсальных законов объективного мира, всеобщих форм бытия, всеобщих сторон и связей общественной действительности. Менталитет и ментальность представляются также как общий тип поведения, свойственный индивиду и представляемый определённой социальной группой, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного места в нём. Менталитет в отмеченных работах предполагает сложную внутреннюю структуру, включающую определённый набор компонентов: систему значений — актуальные для данного типа мышления идеи; ценности; типичные интеллектуальные и аффектные реакции; способы рационального и эмоционального освоения мира; коды культуры;
формы принятого и отвергаемого поведения — поведенческие установки, стереотипы, ожидания; социальные представления; габитус — систему предрасположенностей к усвоению определённой культуры. По мнению ряда специалистов, менталитет имеет иерархическую структуру, элементы которой различаются по возрасту, происхождению, ментальности. Наиболее глубинным ментальным уровнем, обладающим «инвариантным ядром значения», являются универсальные для человека архетипы. На менее глубинном уровне находятся ментальные групповые образования, которые состоят как из унаследованных моделей восприятия и понимания, так и культурных моделей, являющихся продуктом современной действительности. К числу структурообразующих категорий менталитета также относят национальную идентификацию, ментальный тип понимания пространства и времени, национальный характер, национальную идею, религиозный опыт, идеологию, элементы обыденного и научного сознания, пласты мифологического сознания и коллективного бессознательного. Основой менталитета и ментальности представляются социальность, историчность, самоидентификация, многослойность и полифоничность.