По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Русский медведь на всё способен

Анатолий Гагарин доктор философских наук, руководитель Уральского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, ведущий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН

Анатолий Гагарин

Медведь и Россия становятся неразрывным единым символом для западных комментаторов с XVI века — в трудах С. Герберштейна «Записки о Московии» (1549), С. Кленовича «Роксолания» (1584), А. Олеария «Описание путешествия в Московию» (1647) и других. Собственно, Себастьян Кленович в «Роксолании», написанной на латинском языке, и превратил для западного читателя Россию Russia в страну медведей (Ursia) — от слова медведь «урс» простой перестановкой букв. С XVI века с помощью символа сильного, коварного и жадного медведя Россию пытались дискредитировать, поскольку видели в ней сильного конкурента, присоединяющего не только земли на юге и востоке, но и Прибалтику, Белоруссию, Украину, Польшу. Позднее, во времена Крымской войны, английская карикатуристика изрядно потрудилась над визуализацией символа России как медведя, педалируя именно отрицательные черты этого зверя и особо подчеркивая его агрессивную непредсказуемость, животные темные инстинкты, таящиеся под маской европейской образованности. Главный тезис: России нельзя доверять, поскольку она — цивилизация звериная (азиатская), а не «человеческая» (то есть европейская). Вполне в духе британского и германского имперского подходов к колониям и полуколониям — бастардам и выскочкам.

Поэтому молодой журналист Карл Маркс использовал расхожий символ «русского медведя», когда в одной из ранних статей вспомнил притчу: два персидских мудреца заспорили, рождает ли медведь живых детенышей или откладывает яйца? Один из этих персидских ученых сказал: «Этот зверь способен на всё». «Вот так, — комментирует Маркс, — бессмысленно спорить, откладывает медведь яйца или нет. Русский медведь на всё способен. Особенно когда зверь знает, что другие ни на что не способны и безвольны». Точности ради отмечу, что Женни, жена Карла, называла его «мой маленький дикий медведь».

В последние годы «Россия как медведь» в западной прикладной историографии и пропаганде превратились в расхожий пропагандистский штамп. Впрочем, он используется и в России практически всеми участниками политических дискуссий: и так называемыми «партнерами России», и внутренней оппозицией, и самой властью, в том числе одной партией, поместившей медведя в основание партийной символики. Анализ карикатур, мотиваторов-демотиваторов показывает, что редко кто избегает соблазна создать визуально-символический альянс российского лидера и медведя.

Для Цитирования:
Анатолий Гагарин, Русский медведь на всё способен. Служба PR. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: