Статья поступила 10.01.2017 г.
Вопрос о перспективах Русской цивилизации связан, на наш взгляд, одновременно с двумя факторами.
Первый — явное, геокультурно детерминированное «разворачивание» культурной мощи Русской цивилизации, сжатой двумя десятилетиями ценностной растерянности и идеологической невнятности, но поддерживаемой коллективной памятью о созидательном труде, ратном подвиге и исторической воле многих поколений народов, создававших эту цивилизацию [6]. Эта мощь заявляет о себе в выборе духовно ориентированных форм социокультурной консолидации (таких, как шествие «Бессмертного полка»), в нарастающей артикуляции по поводу сохранения в обществе высших воспитательных традиций, во множестве повседневных социальных, научных, мировоззренческих ситуаций, требующих от их участников, как минимум, духовного самоопределения.
Второй фактор не так явен, он связан с актуализацией и необходимостью решения ряда методологических проблем, основная из которых — недостаточно осмысленная и проговоренная система понятий и категорий, могущих с очевидностью описать и охарактеризовать контуры, границы и архитектонику русской цивилизации. «Русский мир», «Русский универсум», «Остров Россия»,
«Святая Русь», «Русская цивилизация» — эти понятия, будучи введенными в общественное сознание и культурфилософский дискурс, тем не менее, не имеют всеобщего однозначного содержания, и их понимание зачастую опирается на интуитивно ощущаемые смыслы, извлекаемые культурной памятью из исторических эпох, из языка, традиций, искусства.
Поэтому необходима, во-первых, дополнительная философская, историкокультурологическая и лингвистическая работа по осмыслению и выведению понятий и категорий, способных описать базисные основания и универсальные закономерности, в соответствии с которыми сложился тот тип макросообщества людей, который мы определяем как Русская цивилизация. Во-вторых, необходимо выработать культурные механизмы и технологии, с помощью которых этот уточненный понятийный комплекс, описывающий тектонику, многотысячелетнее историческое движение русской цивилизации, возможно будет ввести в сферу общественной актуализации.