Статья поступила 16.10.2011 г.
Появление новой книги, посвященной проблемам русской классической культуры и включенной в Немецкий книжный каталог, — всегда определенное событие. Даже тогда, когда речь идет о концепции, ранее уже представленной в ряде работ автора [1, 2, 3].
Как сказано в аннотации к немецкому изданию, вынесенному на обложку: «Концепция Елены Бурлиной — идеальная основа для русских выставок в Европе. В этом состоит практическая значимость издания данной книги в интернациональном издательском доме» [4]. Опыт автора показывает, что любой выставочный проект, даже касающийся самых известных и плодоносных этапов русской культуры, требует экспликаций, философских и концептуальных разъяснений. Внутренние, парадигмальные основания русской культуры оказываются чужими. Западные издатели и зрители готовы к диалогу, но нуждаются в разъяснениях. К этому вопросу мы еще вернемся, а пока обратим внимание на некоторые самарские и региональные параллели.
С выходом в 2011 г. работы Бурлиной, посвященной изучению художественных жанров русской художественной культуры второй половины XIX в., совпадает целый ряд научных исследований, выросших также в Самаре. Это касается и недавно появившейся фундаментальной книги О. Б. Леонтьевой «Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX — начала ХХ в.», а также и диссертации, защищенной автором этих строк (Н. С. Скотникова. «Антропологическая парадигма русской культуры второй половины XIX века: философия и искусство»). Общее между этими авторами то, что они когда-то были студентами и коллегами Елены Яковлевны Бурлиной, благодаря ей смолоду окунулись в атмосферу универсального и межпредметного изучения философии и искусства как зеркала социальной коммуникации. Потом у этих и других самарских авторов были другие руководители и университеты, но подходы, ею подаренные, остались навсегда с ними.
Более того, каждая сегодняшняя встреча с книгами Бурлиной или просто устная консультация — это бездна свежих идей и методологических приемов, притягивающих к изучению русской культуры как единой философской, литературной или музыкальной парадигмы и самосознания. Елена Яковлевна Бурлина — один из немногих авторов, который не только интуитивно чувствует культурные универсалии, но умеет их эксплицировать и методологически аргументированно доказать свои идеи. Так родились понятия, введенные ею и ставшие инструментами анализа: метажанр, жанры бытия в русской культуре; жанр и антропологическая парадигма; антропология «мы» с русской классической культуре и другие.