По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2:7.01 DOI:10.33920/nik-01-1207-13

Русская культура XIX века: диалог с западным издателем, зрителем и студентом

Скотникова Нина Станиславовна ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет)», Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34, E-mail: nskotnikova@yandex.ru

Рецензия на монографию Елены Бурлиной «Бытие России в зеркале жанров. XIX век» (Lap-Lambertus Publishing, Germany, 2011).

Литература:

1. Бурлина Е. Я. Культура и жанр. — Саратов, 1987.

2. Бурлина Е. Я. Город-Страна-Планета. Модели гуманизма в художественной культуре. — Самара: Самарское книжное издательство, 1994.

3. Бурлина Е. Я. Путь длиной в века. — М.: Просвещение, 1995.

4. Бурлина Е. Я. Бытие России в зеркале жанров. XIX век: Жанры как память культуры. Антропология «мы» в русском романе, хоровой картине и народной музыкальной драме. — Германия: Издательство LapLambertus Publishing, 2011.

5. Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX — начала ХХ в. — Самара: ООО «Книга», 2011.

Статья поступила 16.10.2011 г.

Появление новой книги, посвященной проблемам русской классической культуры и включенной в Немецкий книжный каталог, — всегда определенное событие. Даже тогда, когда речь идет о концепции, ранее уже представленной в ряде работ автора [1, 2, 3].

Как сказано в аннотации к немецкому изданию, вынесенному на обложку: «Концепция Елены Бурлиной — идеальная основа для русских выставок в Европе. В этом состоит практическая значимость издания данной книги в интернациональном издательском доме» [4]. Опыт автора показывает, что любой выставочный проект, даже касающийся самых известных и плодоносных этапов русской культуры, требует экспликаций, философских и концептуальных разъяснений. Внутренние, парадигмальные основания русской культуры оказываются чужими. Западные издатели и зрители готовы к диалогу, но нуждаются в разъяснениях. К этому вопросу мы еще вернемся, а пока обратим внимание на некоторые самарские и региональные параллели.

С выходом в 2011 г. работы Бурлиной, посвященной изучению художественных жанров русской художественной культуры второй половины XIX в., совпадает целый ряд научных исследований, выросших также в Самаре. Это касается и недавно появившейся фундаментальной книги О. Б. Леонтьевой «Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX — начала ХХ в.», а также и диссертации, защищенной автором этих строк (Н. С. Скотникова. «Антропологическая парадигма русской культуры второй половины XIX века: философия и искусство»). Общее между этими авторами то, что они когда-то были студентами и коллегами Елены Яковлевны Бурлиной, благодаря ей смолоду окунулись в атмосферу универсального и межпредметного изучения философии и искусства как зеркала социальной коммуникации. Потом у этих и других самарских авторов были другие руководители и университеты, но подходы, ею подаренные, остались навсегда с ними.

Более того, каждая сегодняшняя встреча с книгами Бурлиной или просто устная консультация — это бездна свежих идей и методологических приемов, притягивающих к изучению русской культуры как единой философской, литературной или музыкальной парадигмы и самосознания. Елена Яковлевна Бурлина — один из немногих авторов, который не только интуитивно чувствует культурные универсалии, но умеет их эксплицировать и методологически аргументированно доказать свои идеи. Так родились понятия, введенные ею и ставшие инструментами анализа: метажанр, жанры бытия в русской культуре; жанр и антропологическая парадигма; антропология «мы» с русской классической культуре и другие.

Для Цитирования:
Скотникова Нина Станиславовна, Русская культура XIX века: диалог с западным издателем, зрителем и студентом. Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: