По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Русская культура в борьбе с аннигиляцией человека

Фортунатова Вера Алексеевна. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)». Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, e-mail: fortunatova2@mail.ru

В статье рассматривается ренессансный потенциал русской культуры. Он проявляется в разнообразных формах осознания человеком своей индивидуальности за счет узнавания себя в культуре, пробуждения рефлексии, топосных характеристик формирования личности. Именно русская культура пробуждает энергию борьбы за свою уникальность, против пресса обезличивания и прямой аннигиляции человека.

Литература:

1. Теоретическая культурология. — М.: Академический Проект, Екатеринбург; Деловая книга; РИК , 2005–624 с.

2. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в культуре. — М.: Академический Проект, 2007 — 480 с.

3. Жукова Г.С., Стариков А.И. Категорно-топосная модель эволюции социальной реальности // Ученые записки Российского государственного социального университета. — Выпуск № 9–1(109), 2012 — С. 34–36.

4. Вайль Петр. Гений места. — М.: АСТ, Corpus, 2015 — 480 с.

5. Матвеева А.А. Оценочная параметризация лингвокультурологической категории «свой-чужой» / Автореферат… канд. филол. наук, спец. 10.02.04. — Уфа, 2011 — 24 с.

6. Биллингтон Джеймс Х. Работы по истории и культуре России в 2-х томах. Т. I. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. — М.: ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2011 — 751 с.

7. Алексеенкова Е.С. Образ как когнитивный механизм социокультурной интеграции // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Второй Российский культурологический конгресс с международным участием. Тезисы докладов и сообщений. — СПб.: ЭЙДОС; АСТЕРИОН, 2008. — 560 с.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Культура пронизана противотоками. Навстречу национальной самобытности идет всемирное единение, мультикультурализм, сопровождаемый глобализацией, рождает надежды, сменяемые катастрофами, призыв «слиться в радости одной!» оборачивается волной насилия и прямого террора. Воспевание любви оказывается пропагандой секса… Эти противоречия никогда не были столь очевидны, как сегодня. Диалектика, ставшая индикатором развития культуры, захлебывается в своих классических антиномиях, вызывая то рецидивы их воплощения, то появление новых культурных тупиков. Культура активно сбрасывает с себя прежнюю оболочку и часто предстает беззащитной перед пресловутыми «вызовами времени», на которые должен отвечать человек.

В таком контексте у него возникает искушение дистанцироваться от культуры вообще, вернуться в свое, если не изначальное, то хотя бы предшествующее состояние. «Эволюция назад» стала феноменом нового времени, с бешеной скоростью уносящего человека вперед, в культурное «никуда», что порождает множество феноменальных явлений, между которыми нет видимых связей, возникающих закономерностей.

Вычислением когниций, составляющих основу для мышления и поведения человека, заняты лингвистика, философия, психология, медицина, культурологические приемы исследования тождества личности и культуры пока еще в стадии активной разработки, научного поиска, направленного на определение специфики культурного восприятия, особенностей памяти, способов привлечения внимания 83 и других необходимых реакций человека на свою находимость в культуре.

Всемирность и уникальность — два базовых модуса русской культуры, к которым прибавляется индивидуальный опыт причастных к ней. Традиция, ностальгия и прогресс — три формы современного отношения соотечественника к своему культурному наследию. Революционное, по сути, свойство национального сознания, названное Пушкиным «бессмысленным и беспощадным бунтом», — это ментальная формула нашего отношения к своим традициям. Вместо их преумножения и развития преобладает состояние инертности и притерпелости, Оно может сохраняться довольно долго, но в определенный момент смениться идеей разрушения, обновления, подражания, забвения прошлого, то есть стать «осмысленным изменением», но не вследствие культурной рефлексии, а как результат внезапной мысли в голове «бунтаря», за которым идут остальные. Понятно, что и в отечественной культуре периоды стагнации также сменяются фазами «подражательного подъема», концепция которых формировалась русскими странниками по свету от Афанасия Никитина до Петра Великого, Чацкого, Ленина и дальше до многочисленных адептов национального лозунга «Запад нам поможет». Поэтому вопрос о культурной самоидентификации в условиях кризиса национальной идентичности превратился в гуманитарную проблему, решение которой требует привлечения всего интеллектуального потенциала нашего общества.

Для Цитирования:
Фортунатова Вера Алексеевна., Русская культура в борьбе с аннигиляцией человека. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: