Статья поступила 10.01.2017 г.
Культура пронизана противотоками. Навстречу национальной самобытности идет всемирное единение, мультикультурализм, сопровождаемый глобализацией, рождает надежды, сменяемые катастрофами, призыв «слиться в радости одной!» оборачивается волной насилия и прямого террора. Воспевание любви оказывается пропагандой секса… Эти противоречия никогда не были столь очевидны, как сегодня. Диалектика, ставшая индикатором развития культуры, захлебывается в своих классических антиномиях, вызывая то рецидивы их воплощения, то появление новых культурных тупиков. Культура активно сбрасывает с себя прежнюю оболочку и часто предстает беззащитной перед пресловутыми «вызовами времени», на которые должен отвечать человек.
В таком контексте у него возникает искушение дистанцироваться от культуры вообще, вернуться в свое, если не изначальное, то хотя бы предшествующее состояние. «Эволюция назад» стала феноменом нового времени, с бешеной скоростью уносящего человека вперед, в культурное «никуда», что порождает множество феноменальных явлений, между которыми нет видимых связей, возникающих закономерностей.
Вычислением когниций, составляющих основу для мышления и поведения человека, заняты лингвистика, философия, психология, медицина, культурологические приемы исследования тождества личности и культуры пока еще в стадии активной разработки, научного поиска, направленного на определение специфики культурного восприятия, особенностей памяти, способов привлечения внимания 83 и других необходимых реакций человека на свою находимость в культуре.
Всемирность и уникальность — два базовых модуса русской культуры, к которым прибавляется индивидуальный опыт причастных к ней. Традиция, ностальгия и прогресс — три формы современного отношения соотечественника к своему культурному наследию. Революционное, по сути, свойство национального сознания, названное Пушкиным «бессмысленным и беспощадным бунтом», — это ментальная формула нашего отношения к своим традициям. Вместо их преумножения и развития преобладает состояние инертности и притерпелости, Оно может сохраняться довольно долго, но в определенный момент смениться идеей разрушения, обновления, подражания, забвения прошлого, то есть стать «осмысленным изменением», но не вследствие культурной рефлексии, а как результат внезапной мысли в голове «бунтаря», за которым идут остальные. Понятно, что и в отечественной культуре периоды стагнации также сменяются фазами «подражательного подъема», концепция которых формировалась русскими странниками по свету от Афанасия Никитина до Петра Великого, Чацкого, Ленина и дальше до многочисленных адептов национального лозунга «Запад нам поможет». Поэтому вопрос о культурной самоидентификации в условиях кризиса национальной идентичности превратился в гуманитарную проблему, решение которой требует привлечения всего интеллектуального потенциала нашего общества.