По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.5

Русская идея: между русофобией и национализмом

Парилов Олег Викторович. ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации». Россия, 603600, ГСП-268, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: olegparilov@yandex.ru

В статье исследуются различные варианты русофобии и национализма. Раскрыт смысл и значение феномена «русская национальная идея» и ее отличие от национализма.

Литература:

1. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. — 1997. — № 12.

2. Леонтьев К. Н. Избранное. — М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.

3. Янов А.Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма 1825–1921. — Новосибирск, 1999.

4. Острова. Мераб Мамардашвили (реж. В. Балаян, 2005): видеофильм. [Электронный ресурс.] URL: tvkultura.ru (Дата обращения 19.07.2016 г.).

5. Пустарнаков В.Ф. Снова примат религиозной идеологии? // Вопросы философии. — 1995. — № 2.

6. Кантор К.М. Четвертый виток истории // Вопросы философии. — 1996. — № 8.

7. Кантор К.М. Евразийство: за и  против, вчера и  сегодня: М-лы «круглого стола» // Вопросы философии. — 1995. — № 6.

8. Кантор В.К. Пушкин, или Формула русской истории  // Вопросы философии. — 1999. — № 7.

9. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. — 1996. — № 3.

10. Парилов О.В. Консервативная форма русского национального самосознания: становление и основные этапы развития / Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. — Нижний Новгород, 2006.

11. Парилов О.В. Типологические особенности старообрядчества и  славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания / Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Нижний Новгород, 2000.

12. Назаров М. Русская идея и современность // Заговор против России. — Потсдам, 1993.

13. Shafer B.C. Nationalism: myth and reality. — N.Y., 1955.

14. Кочеров С.Н. Русская идея как предмет философского анализа: к  вопросу о необходимости философии идей // Credo new. — 2010. – № 1.

15. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. — М., 2003.

16. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. — СПб., 1999.

17. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и  «после»: драма взаимодействия  // Вопросы философии. — 2001. — № 8.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Наверное, не было в отечественной философии темы, более спорной, чем тема русской национальной идеи как особого призвания России, русского народа в мировой истории. Спор западников и славянофилов не утихал на протяжении всего XIX столетия. И сегодня спор вспыхнул с новой силой, но как будто с нулевой отметки. Многие современные исследователи, стоящие на противоположных позициях в трактовке русского призвания, русского пути в мировой истории, зачастую воспроизводят мысли своих предшественников XIX столетия.

Разница лишь в том, что крайности в споре чрезвычайно обострились: «Если демократы-западники в порыве национального самоуничижения впадают в откровенную русофобию, то патриоты в силу ложно понятого патриотизма оказываются часто ярыми ксенофобами и националистами» [1. С. 7].

Представляется интересным проанализировать указанные крайние позиции.

A-priori заметим, что обе они уводят от прояснения сущности русской национальной идеи.

Русофобия — явление многогранное. Крайнюю его форму представляют современные российские ультралибералы. Пожалуй, никто лучше К. Леонтьева не определил суть русского либерализма: «На всех поприщах «либералы»… служили Государю и России, если не всегда коварно, то, во всяком случае, чрезвычайно легкомысленно и не умно… Кто из них был коварен, тот был умен, ибо достигал своей цели — расстройства общего. А кто был прям и честен в своих увлечениях, тот… просто ничего государственного не понимал» [2. С. 178].

Либерализм, доведенный до крайности, — это русоненавистничество как смысл жизни, презрение к России, русскому народу, имеющие метафизические основания, во всяком случае, рационально необъяснимые (недавно ушедшая в мир иной В. И. Новодворская, ныне здравствующий К. Н. Боровой и др.). Зачастую крайними русофобами являются наши эмигранты, например, историк А. Л. Янов, отождествивший возрождение и развитие национального самосознания с проявлением национального самомнения [см.: 3]. Явная русофобия проявляется в тенденции увязать с русским все самое омерзительное: «русская мафия», где этнических русских еще поискать; «Русское радио», одним своим названием заявляющее, что крайние тупость и пошлость и есть воплощение русскости.

Для Цитирования:
Парилов Олег Викторович., Русская идея: между русофобией и национализмом. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: