По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.88

Руководство по неотложной травматологической помощи ITLS. Часть 20. Навыки оценки состояния пострадавшего

Hastings D. 60515, Проезд Вудкрик, д. 300, оф. 200, Доунерз Грув, Иллинойс, США, E-mail: ITLS@trauma.org
Hicks E. R. 60515, Проезд Вудкрик, д. 300, оф. 200, Доунерз Грув, Иллинойс, США, E-mail: ITLS@trauma.org

Оценка состояния пациента по ITLS состоит из первичного, вторичного и повторного обследования. Первичное обследование — это оценка места происшествия, первоначальная оценка состояния и быстрое обследование травмы, или специализированное обследование. Целью первичного обследования является определение наличия непосредственно угрожающего жизни состояния и идентификация тех пациентов, которых следует немедленно госпитализировать. Повторное обследование предназначено для выявления изменений в состоянии пациента, а вторичное обследование представляет собой оценку всех, а не только угрожающих жизни повреждений.

Литература:

1. Alam H. В., Burris D., DaCorta J. A., Rhee P. Hemorrhage Control in the Battlefield: Role of New Hemostatic Agents // Military Medicine 170, no. 1 (January 2005): 63–69.

2. Brooke M., Walton J., Scutt D. Paramedic Application of Ultrasound in the Management of Patients in the Prehospital Setting: A Review of the Literature // Emergency Medicine journal 27, no. 9 (September 2010): 702–7.

3. Jansen T. C, van Bommel J., Mulder P. G., Rommes J. H., Schieveld S. J., Bakker J. The Prognostic Value of Blood Lactate Levels Relative to That of Vital Signs in the Prehospital Setting: A Pilot Study // Critical Care 12, no. 6 (2008): 160–66.

4. Korner M., Krotz M. M., Degenhart C., Pfeifer K. J., Reiser M. R., LinsenmaierU. Current Role of Emergency Ultrasound in Patients with Major Trauma // Radiographics 28, no. 1 (January-February 2008): 225–42.

5. Krell J. M., McCoy M. S., Sparto P. J., Fisher P. J., Stoy W. A., Hostler D. P. Comparison of the Ferno Scoop Stretcher with the Long Backboard for Spinal Immobilization // Prehospital Emergency Care 10, no. 1 (January-March 2006): 46–51.

6. MacKenzie E. J., Rivara F. P., Jurkovich G. J., Nathens A. B., Frey K. P., Egleston B. L., Salkever D. S., Scharfstein D. O. A National Evaluation of the Effect of Trauma-Center Care on Mortality // New England Journal of Medicine 354, no. 4 (January 26, 2006): 366–78.

7. Sasser S. M., Hunt R. С., Faul M., Sugerman D., Pearson W. S., Dulski W. S., Wald M. M., Jurkovich G. J., Newgard C. D., Lerner C. D. et al. Guidelines for Field Triage of Injured Patients: Recommendations of the National Expert Panel on Field Triage, 2011 // Morbidity and Mortality Weekly Report 61 (RR01) (January 13, 2012). Available on the Centers for Disease Control and Prevention website, last reviewed/updated January 13, 2012. Accessed January 8, 2015, at http://www.cdc.gov/mmwr/ preview/mmwrhtml/rr6101al.htm.

8. Sochor M., Althoff S., Bose D., Maio D., Deflorio P. Glass Intact Assures Safe Cervical Spine Protocol // Journal of Emergency Medicine 44, no. 3 (March 2013): 631–36.

9. van Beest P. A., Mulder P. J., Oetomo S. B., van den Broek B., Kuiper M. A., Spronk P. E. Measurement of Lactate in a Prehospital Setting Is Related to Outcome // European Journal of Emergency Medicine 16, no. 6 (December 2009): 318–22.

После успешного изучения данной главы вы должны будете суметь:

1. Первичный осмотр:

a) должным образом проводить первичный осмотр;

b) за две минуты определять, кто из пострадавших нуждается в немедленной госпитализации;

с) описывать случаи, при которых необходимо немедленное вмешательство.

2. При вторичном осмотре и подробном осмотре:

a) должным образом проводить повторный осмотр (повторную оценку состояния пострадавшего);

b) должным образом проводить вторичный осмотр;

с) описывать случаи, при которых необходимо немедленное вмешательство;

d) демонстрировать навыки правильной коммуникации со стационаром.

3. Оценка состояния пострадавшего и дальнейшее обращение с ним — демонстрировать быструю и правильную последовательность действий при оценке состояния и оказании помощи пациенту с множественной травмой.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Первичный осмотр

На занятиях по курсу ITLS используются краткие сценарии возможного развития событий и манекен в качестве модели пациента. Обучающихся делят на две группы для отработки навыков проведения первичного осмотра, оказания неотложной помощи и мгновенного вынесения решений, касающихся транспортировки пациента. Каждый из участников должен исполнять роль руководителя группы как минимум один раз. Особо важная информация представляет собой ответы на вопросы, которые должен задавать себе обучаемый на каждом из этапов осмотра. Схема определения соответствующего вида терапии (табл. 1) представляет собой действия, которые необходимо предпринять (лично или путем делегирования) в соответствии с оценкой состояния.

Особо важная информация, касающаяся первичного осмотра

Если уметь задавать правильные вопросы, можно быстро получить необходимую информацию для выстраивания грамотной тактики лечения пациента. Нижеследующая информация представляет собой последовательность вопросов, которые необходимо задать себе при выполнении первичного осмотра, в рамках курса ITLS. Это необходимый минимум, который понадобится при выполнении каждого из этапов первичного осмотра (рис. 1).

ОЦЕНКА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

• Соблюдаются ли стандартные меры безопасности?

• Наблюдается ли какая-либо опасность? (запахи, звуки и т. д.).

• Есть ли другие пострадавшие?

• Нужны ли дополнительная помощь или средства?

• Нужно ли дополнительное оборудование?

• Какой вид травмы?

• Множественные травмы или изолированная травма?

• Есть ли потенциальная угроза жизни?

Предварительная оценка. Общее впечатление

• Каково общее впечатление от пострадавшего?

• Наблюдается ли опасное для жизни наружное кровотечение, требующее немедленного вмешательства?

Степень нарушения сознания (AVPU)

• Необходимо представиться и сказать: «Мы вам поможем. Расскажите, что произошло».

• Каков уровень сознания пострадавшего по шкале AVPU (пострадавший в сознании/реагирует на голос/ реагирует на боль/не реагирует)?

Дыхательные пути

• Дыхательные пути в нормальном состоянии?

• Слышны ли какие-либо атипичные звуки при дыхании: храпящий, булькающий, свистящий?

Дыхание

• Пострадавший дышит?

• Каковы частота и глубина дыхания?

• Затруднено ли дыхание?

Кровообращение

• Есть ли признаки наружного кровотечения, угрожающего жизни?

• Каковы частота и характер пульса на запястье и шее?

• Каковы цвет, состояние и температура кожного покрова?

Решение

• Ситуация экстренная?

• Есть ли ограничения подвижности позвоночника?

• Обусловливают ли механизм травмы или данные предварительной оценки применение беглого осмотра повреждений?

Беглый осмотр повреждений

(рис. 2)

Голова и шея

• Есть ли видимые раны на голове или шее?

• Деформирована ли шея? Есть ли болезненность при пальпации?

• Набухли ли вены на шее?

• Смещена ли трахея?

Первичный осмотр

• Не нужно приближаться к пострадавшему, пока не произведена оценка места происшествия.

• Нельзя прерывать первичный осмотр, кроме случаев возникновения прямой угрозы жизни пациента, таких как нарушение проходимости дыхательных путей, остановка сердца, значительная потеря крови, или если находиться на месте происшествия становится слишком опасно. Пока один из работников бригады производит первичный осмотр, остальные могут предпринимать необходимые экстренные меры по оказанию первой помощи.

• Необходимо дать соответствующие указания по нормализации дыхания и дыхательных путей пострадавшего сразу после оценки их состояния.

• Не рекомендуется применять профилактическую гипервентиляцию легких при оказании помощи пациентам со спутанным сознанием. Ее нужно использовать только для пациентов с признаками синдрома вклинения.

• Искусственное дыхание применяется для всех пациентов с гиповентиляцией легких (менее восьми неглубоких вдохов в минуту, или удержание уровня углекислого газа (ETCO2 ) на уровне выше 45). Удостовериться в достаточном дыхательном объеме, основываясь на подъеме и опускании грудной клетки при вдохе/выдохе.

• Необходимо обеспечить кислородом пациентов с множественными повреждениями. При возникновении сомнений или при показателе пульсового оксиметра менее 95 необходимо дать кислород.

• Интубационная (эндотрахеальная) трубка — лучший способ для защиты дыхательных путей и выполнения искусственного дыхания для взрослых пациентов. Другие способы также могут быть эффективными, однако они менее надежны и безопасны.

• Если подвижность позвоночника пациента ограничена, нужно переместить его на носилки, как только первичная оценка будет завершена.

• Когда первичная оценка будет завершена, необходимо решить, находится ли пострадавший в критическом состоянии или в стабильном.

• Нужно также заранее предупредить главного врача и сотрудников принимающего учреждения о том, что пациент находится в критическом состоянии.

• Если у пациента тяжелые повреждения, нужно переместить его/ее в машину скорой помощи и начать транспортировку. (При транспортировке беременных женщин носилки нужно слегка наклонить влево.)

• Крайне необходимо производить все экстренные жизненно важные процедуры до транспортировки.

Нужно помнить, что на эти процедуры затрачивается «золотой» период, в ходе которого спасение жизни критического пациента считается наиболее вероятным, поэтому необходимо проявить благоразумие. Эти процедуры могут включать восстановление нормальной работы дыхательных путей, дыхания, подачу кислорода, принятие мер по остановке наружных кровотечений, наложение окклюзионной повязки на открытый пневмоторакс, проведение плевральной пункции при клапанном пневмотораксе, стабилизацию колото-рваных проникающих ранений и подготовку пациента к транспортировке (при выявленном ограничении подвижности позвоночника).

• При оказании помощи пациентам с остановкой сердца нужно определить, присутствуют ли уже необратимые явления в тканях, и затем решить, стоит ли продолжать реанимацию.

• Показаниями к декомпрессии клапанного пневмоторакса служат как непосредственные признаки клапанного пневмоторакса, так и несколько из следующих симптомов: дыхательная недостаточность и цианоз, отсутствие пульса на лучевой артерии (травматический шок), потеря сознания или выраженное снижение уровня сознания.

• Если состояние пострадавшего расценивается как очень тяжелое или машина скорой помощи еще не прибыла на место происшествия, нужно начать внутривенное вливание во время транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение.

Грудная клетка

• Грудная клетка симметрична?

• Если нет, есть ли парадоксальное движение?

• Есть ли выраженные тупые травмы или проникающие раны?

• Есть ли открытый пневмоторакс или другие открытые раны?

• Есть ли болезненность, нестабильность или крепитация (судорожные сокращения) грудной стенки?

• Есть ли дыхательные шумы? Равномерны ли они?

• Если дыхательные шумы неравномерны, издает ли грудная клетка коробочный перкуторный звук (пневмоторакс) или тупой перкуторный звук (гемоторакс)?

• Шумы нормальные или аномальные (отдаленные, приглушенные)?

Живот

• Есть ли явные повреждения или изменения цвета?

• Живот болезненный, твердый, вздут?

Таз

• Есть ли явные повреждения или деформация?

• Наблюдаются ли судорожные сокращения?

Бедра

• Есть ли явные раны, отечность, деформация?

• Наблюдаются ли судорожные сокращения?

Область голени и верхние конечности

• Есть ли явные раны, отеки, деформация?

• Наблюдаются ли судорожные сокращения?

• Может ли пациент пошевелить пальцами на руках и ногах? Чувствительны ли они?

Область спины

• Данный осмотр проводится в ходе перекладывания пациента на носилки для ограничения подвижности позвоночника и при перемещении пациента с носилок по завершении транспортировки.

• Есть ли раны, болезненность или деформация в области спины пациента?

Решение

• Ситуация экстренная?

• Есть ли необходимость немедленно перемещать пациента в машину скорой помощи?

• Есть ли процедуры, которые нужно безотлагательно выполнить или делегировать?

Анамнез

• Сбор информации SAMPLE (Symptoms… симптомы, Allergies… аллергические реакции, Medications… Медикаменты, Past Medical History… Перенесенные заболевания, Last Oral Intake… последний прием пищи и жидкости, Events Leading Up To Present Illness / Injury… События, которые привели к возникновению этого заболевания или повреждения), если она не была получена.

• Установить данные PQRST (provocation/palliation… данные об ухудшении/улучшении состояния пациента из-за внешних факторов, quality… характер болевых ощущений, radiation… локализация боли и ее возможные перемещения, severity — определение интенсивности боли по шкале, time… общая история изменения состояния пациента с момента получения повреждения).

Исходные показатели жизненно важных функций

• Соответствуют ли норме показатели жизненно важных функций?

• Каковы уровень сознания пациента, частота дыхательных движений, пульс, кровяное давление, данные пульсоксиметрии, внутренняя температура тела и уровень дискомфорта?

ОСМОТР ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ

Данный осмотр проводится сразу, если пострадавший, находится в бессознательном состоянии. Иначе необходимо отложить данный осмотр до выполнения вторичного осмотра.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, нужно задать себе следующие вопросы:

• Зрачки одинакового размера, реагирующие на раздражение?

• Какова степень тяжести комы по шкале Глазго?

• Есть ли симптомы дислокации головного мозга (синдрома вклинения), зрачки (зрачок) расширенные, не реагирует на раздражение, гипертензия, брадикардия, положение тела?

• Есть ли у пострадавшего жетон со сведениями о болезни?

• Каковы результаты проверки уровня сахара в крови?

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Повторный осмотр

На занятиях по курсу ITLS используются краткие сценарии возможного развития событий и манекен в качестве модели пациента. Обучающихся делят на две группы для отработки навыков проведения подробного осмотра (повторной оценки состояния пострадавшего), оказания первой помощи путем вмешательства и вынесения решений. Каждый из участников должен выполнять роль руководителя группы как минимум один раз. Особо важная информация представляет собой ответы на вопросы, которые должен задавать себе обучаемый на каждом из этапов осмотра.

Повторный осмотр — важная информация

Нижеследующая информация представляет собой последовательность вопросов, которые необходимо задать себе при выполнении повторного осмотра. Это необходимый минимум, который понадобится при выполнении каждого из этапов осмотра (рис. 3) при оказании первой помощи пациентам с несколькими повреждениями.

Изменения состояния

• Нужно спросить пострадавших, изменилось ли их состояние в лучшую/худшую сторону.

Психическое состояние

• Каков уровень сознания?

• Каков размер зрачков? Зрачки одинакового размера? Реагируют на свет?

• Если пострадавший без сознания, каков его уровень сахара в крови (определить, если не определен ранее) и какой уровень по Глазгошкале тяжести комы сейчас?

Повторная оценка основных показателей

• Определите и зафиксируйте показатели жизненно важных функций (уровень сознания пациента, частота дыхательных движений, пульс, кровяное давление, данные пульсоксиметрии, температура тела и уровень дискомфорта).

Дыхательные пути

• Дыхательные пути проходимы?

• Есть ли отклонения дыхательных шумов (храпящий, булькающий, свистящий звуки)?

• Есть ли на лице ожоги, признаки повреждений органов дыхания?

Дыхание и кровообращение

• Каковы частота и глубина дыхания?

• Каковы частота и характер пульса?

• Каково кровяное давление?

• Цвет, состояние и температура кожного покрова (наполнение капилляров у детей)?

• Наблюдаются ли наружные кровотечения?

Повторный осмотр

• Выполнить повторный подробный осмотр:

— если состояние пациента изменилось;

— если вы оказываете первую помощь;

— если вы осуществляете транспортировку пациента (с места происшествия в машину скорой помощи, из машины скорой помощи в реанимационное отделение медицинского учреждения).

• Сохраняйте спокойствие и думайте. Ваши знания, умения и неравнодушие — самые важные инструменты.

Шея

• Вены на шее в нормальном состоянии, не просматриваются или вздулись?

• Если вздулись, смещена ли трахея?

• Наблюдается ли отечность шеи?

Грудная клетка

• Есть ли дыхательные шумы? Равномерны ли они?

• Если дыхательные шумы неравномерны, издает ли грудная клетка коробочный перкуторный звук (пневмоторакс) или тупой перкуторный звук (гемоторакс)?

• Тоны сердца все еще в норме или стали приглушенными?

Живот

Если механизм травмы предполагает возможные повреждения брюшной полости:

• Наблюдается ли болезненность?

• Наблюдается ли напряжение мышц брюшной стенки, вздутие или ригидность?

Оценка выявленных повреждений

• Наблюдаются ли какие-либо изменения состояния ранее диагностированных повреждений?

Проверка всех выполненных медицинских мероприятий

• Находится ли эндотрахеальная трубка в надлежащем положении?

• Оптимальна ли подача кислорода?

• Подсоединена ли кислородная трубка?

• Оптимально ли внутривенное вливание?

• Содержит ли пакет для внутривенного вливания надлежащий раствор?

• Закрыта ли рана на грудной клетке?

• Функционирует ли декомпрессионная игла?

• Нет ли излишне пропитанных кровью повязок на ранах?

• Находятся ли шины в правильном положении?

• Зафиксирован ли проникающий предмет?

• Находится ли беременная пациентка в положении с наклоном тела влево на 20–30 градусов?

• Подключен ли кардиомонитор? Работает ли он?

• Подключен ли пульсовой оксиметр? Работает ли он?

• Подключен ли капнограф? Работает ли он?

Особо важная информация, касающаяся вторичного осмотра

По общему правилу, нужно быстро повторить алгоритм предварительной оценки, прежде чем начать вторичный осмотр. Это можно сделать, пока ваш напарник проверяет показатели жизненно важных функций. Если уметь задавать правильные вопросы, можно быстро получить необходимую информацию для выстраивания грамотной тактики лечения пациента. Нижеследующая информация представляет собой последовательность вопросов, которые необходимо задать себе при выполнении вторичного осмотра. Это необходимый минимум, который понадобится при выполнении каждого из этапов осмотра (рис. 4).

АНАМНЕЗ

Зафиксировать информацию SAMPLE, если она не зафиксирована.

• Каков анамнез пациента?

ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ И ПОВТОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Общее впечатление

• Изменился ли внешний вид пациента в лучшую/худшую сторону или остался неизменным?

Дыхательные пути

• Дыхательные пути в нормальном состоянии?

• Есть ли отклонения дыхательных шумов (храпящий, булькающий, свистящий звуки)?

Дыхание

• Каковы частота и глубина дыхания?

• Затруднено ли дыхание?

Кровообращение

• Каковы частота пульса и кровяное давление?

• Каковы цвет, состояние и температура кожного покрова (наполнение капилляров у детей)?

• Наблюдаются ли еще наружные кровотечения?

Неврологический статус

• Каков уровень сознания?

• Если пострадавший без сознания, каков его уровень сахара в крови (определить, если не определен ранее)?

• Зрачки одного размера? Реагируют на свет?

• Может ли пациент пошевелить пальцами на руках и ногах?

• Чувствительны ли пальцы на руках и ногах при пальпации?

• Уровень тяжести комы по шкале Глазго (если пациент без сознания)?

ПОДРОБНЫЙ ОСМОТР

Голова

• Наблюдаются ли в области лица или головы какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, отеки, болезненность, нестабильность, крепитация?

• Наблюдаются ли симптом Бэттла или синяки под глазами?

• Наблюдаются ли выделения крови/других жидкостей из носа или ушей?

• Наблюдаются ли бледность, цианоз, обильное потоотделение?

Шея

• Наблюдаются ли в области шеи какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, отеки, болезненность, нестабильность, крепитация?

• Вены на шее в нормальном состоянии, не просматриваются или вздулись?

• Смещена ли трахея?

Грудная клетка

• Наблюдаются ли в области грудной клетки какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, отеки, болезненность, нестабильность, крепитация?

• Наблюдаются ли болезненность, нестабильность, крепитация ребер?

• Наблюдаются ли открытые раны или парадоксальные движения?

• Есть ли дыхательные шумы? Равномерны ли они?

• Слышны ли патологические дыхательные шумы?

• Если дыхательные шумы неравномерны, издает ли грудная клетка коробочный перкуторный звук (пневмоторакс) или тупой перкуторный звук (гемоторакс)?

• Тоны сердца в норме или приглушены?

• Если была произведена интубация, находится ли эндотрахеальная трубка в правильном положении?

Живот

• Наблюдаются ли в области живота какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, припухлости, болезненность, нестабильность, крепитация?

• Живот болезненный, ригидный, вздут?

Таз

Если область таза была обследована в ходе первичного осмотра, дальнейшего осмотра не требуется.

Нижние конечности

• Наблюдаются ли в области нижних конечностей какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, припухлости, болезненность, нестабильность, крепитация?

• В норме ли дистальные пульс, моторика и чувствительность?

• В норме ли амплитуда движений? (Опционально, зависит от конкретного случая.)

Верхние конечности

• Наблюдаются ли в области верхних конечностей какие-либо деформации, ушибы, ссадины, колотые раны, ожоги, рваные раны, припухлости, болезненность, нестабильность, крепитация?

• В норме ли дистальные пульс, моторика и чувствительность?

• В норме ли амплитуда движений? (Опционально, зависит от конкретного случая.)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Оценка состояния и лечение пострадавшего

Используются краткие сценарии возможного развития событий и манекен в качестве модели пациента.

Обучающихся делят на две группы для отработки тактики поведения в смоделированных ситуациях оказания первой помощи при травмах, используя принципы и методы данного курса. Оценка производится в том же порядке, что и во второй день обучения по данному курсу. Во время отработки практических навыков на модели пациента обучающиеся должны использовать принципы и методы, предлагаемые данным курсом. Для ознакомления с процедурой оценивания участникам предоставят копии сценария и оценочный лист. Рекомендуется просмотреть еще раз главу 19, а также порядок проведения осмотров, описанный в настоящей главе.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕПОДАВАНИЯ И ОЦЕНКИ

1. Обучающимся разрешается оставаться в одной из групп (могут быть разного размера, до четырех человек) на всех стадиях отработки практических навыков и их оценки.

2. Участники практикуются в рамках нескольких сценариев. Это позволяет каждому из них исполнять роль руководителя группы как минимум один раз.

3. Каждый участник будет выполнять роль руководителя группы хотя бы один раз.

4. В то время как один из участников является руководителем группы, другие участники выполняют функции обычных работников скорой медицинской помощи. При этом руководитель группы проводит все необходимые процедуры, а остальные участники лишь помогают ему. В результате получается шесть сценариев, в ходе которых каждый из участников три раза отрабатывает практические навыки, один раз руководит группой и в ходе трех оставшихся сценариев является помощником тех участников, которые исполняют роль руководителя.

5. Участники должны ожидать у входа до тех пор, пока не появится инструктор, который раздаст сценарии.

6. До начала осмотра участникам разрешается провести инспекцию оборудования.

7. Рекомендуется уточнить степень опасности места происшествия (если не указано в сценарии) и соответственно использовать личное защитное оборудование.

8. Спросите инструктора, что можно увидеть при приближении к месту происшествия. (Каково общее впечатление?)

9. Если в качестве модели пациента выступает живой человек, нужно говорить с ним, как с реальным пациентом. Еще лучше давать устные пояснения своих действий во время осмотра пациента. Будьте уверены и убедительны.

10. При измерении показателей, отсутствующих у модели пациента (таких как кровяное давление, пульс и дыхательные шумы), необходимо спросить о них инструктора.

11. Все раны и переломы необходимо обработать или зафиксировать при помощи шины так же, как и в реальной ситуации. Все процедуры (такие как измерение кровяного давления, переворачивание фиксированного пациента, перевязка, фиксация шины) должны быть выполнены надлежащим образом.

12. При возникновении потребности в каком-либо оборудовании обратитесь к инструктору. Он может допустить возможность симуляции какого-либо оборудования.

13. В ходе отработки практических навыков и их оценки участники могут пройти (или быть направленными) на любое из «мест происшествия», однако проходить одно и то же место дважды нельзя.

14. Оценка проводится по следующим критериям:

a) оценка места происшествия;

b) оценка состояния пациента;

с) оказание помощи пациенту;

d) рациональное использование времени;

e) лидерские качества;

f) умение выносить решения;

g) способность к решению задач;

h) диалог с пациентом.

15. По завершении тестового сценария обсуждение особенностей данного случая проводиться не будет. Все возникшие вопросы вы сможете задать в конце курса, после проведения общего собрания.

Язык статьи:
Действия с выбранными: