Торговые организации относятся к сфере торговли, которая одна из наиболее динамичных отраслей экономики. В связи с этим характеристикой управления их эффективностью является ее гибкость и быстрая скорость в принятии важных решений, способствующих в обеспечении экономической безопасности. Реальность динамики условий текущей бизнес-среды торговой сферы экономики Российской Федерации, способной оказывать негативное влияние на финансовую устойчивость организаций торговли, выявляет новые угрозы и проблемы, препятствующие эффективному функционированию и устойчивому развитию торгового бизнеса.
Актуальность научного исследования обусловлена тем, что от эффективности управления финансовыми затратами зависит экономическая рентабельность и конкурентоспособность малых и средних форм субъектов предпринимательства в сфере розничной торговли экономики России. Благодаря реализации качественной стратегии оптимизации финансовых затрат обеспечивается рост рентабельности и прибыльности предпринимательской деятельности в торговом бизнесе.
Современный период развития сферы розничной торговли экономики России можно описать как предкризисный, что обусловлено негативным влиянием экономических и политических санкций на бизнес-деятельность предпринимателей ритейла. Однако это не означает, что национальная экономическая система и розничная торговля в следующих годах столкнутся с системным кризисом. Вероятным развитием текущих событий является переход торгового бизнеса малых и средних предприятий на эффективное антикризисное управление, переориентацию на новые рынки сбыта, поиски механизмов оптимизации производства и сокращения расходов и издержек (Львова, 2022).
На рисунке 1 изображена динамика оборота розничной торговли в экономике России за период 2015–2021 гг. Несмотря на рост и увеличение масштабов деятельности, вопросы управления социальной и экономической эффективностью торговых организаций сегодня выступают актуальной областью научных исследований.
Организации розничной торговли России функционируют в секторе потребления. Исходя из этого динамика их показателей, формируемых при деятельности по продаже товаров, имеет повышенный уровень чувствительности со стороны динамичности внешней среды в нынешних реалиях санкций и пандемии.