Рота- и коронавирусные инфекции широко распространены во всем мире, в том числе и в РФ [5, 7]. Особенно актуальны данные инфекции в странах с развитым промышленным животноводством, т. к. рота- и коронавирусы занимают одно из ведущих мест в патологии желудочно-кишечного тракта новорожденных телят [4, 6].
При заболевании телят диареей рота-, коронавирус или их ассоциации выделяют в 60–100 % случаев [3]. Летальность в неблагополучных хозяйствах по массовым заболеваниям коронавирусной инфекцией новорожденных телят колеблется в пределах 15–20 %, ротавирусной инфекцией – в среднем 40–50 % [2].
Кроме того, к рота- и коронавирусу восприимчивы взрослые животные. Так, бычий коронавирус (BCoV) является причиной зимней дизентерии (WD) у взрослого поголовья крупного рогатого скота во многих странах [8].
Важный фактор в борьбе с указанными инфекционными болезнями – проведение своевременной и точной лабораторной диагностики, которая включает: реакции гемагглютинации (РГА); торможения гемагглютинации (РТГА); метод иммуноферментного анализа (ИФА); полимеразную цепную реакцию (ПЦР) и другие методы исследования [2, 5].
Целью наших исследований явилось изучение распространенности рота- и коронавирусной инфекции крупного рогатого скота на территории Иркутской области.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ заболеваемости крупного рогатого скота рота- и коронавирусной инфекционными болезнями на территории Иркутской области проводился по статистическим отчетным формам (4-вет) ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» за 2004–2017 гг., а также лабораторий станций по борьбе с болезнями животных (СББЖ) Братского, Зиминского, Качугского, Куйтунского, Осинского, Тайшетского,Тулунского, Усольского, Черемховского, Эхирит-Булагатского, Боханского, Киренского, Нижнеудинского районов службы ветеринарии Иркутской области.
На основании научно-исследовательской работы «Коррекция схем специфической профилактики у крупного рогатого скота в хозяйствах Иркутской области на основе комплексной диагностики желудочно-кишечных и респираторных ассоциированных инфекций» (Государственный контракт от 22.05.2018 № Ф 2018.206301) проводили исследование распространения данных инфекционных болезней у телят (n = 99) в возрасте от 1-дневного до 3-месячного возраста в трех хозяйствах Иркутской области. Для исследования в лабораторию направлялись пробы фекалий (всего 188 проб).
Для определения антигена рота-и коронавируса использовали инструкцию по применению «ПЦРКОРОНАВИРУС-КРС-ФАКТОР», набор реагентов для выявления РНК коронавируса (Bovine coronavirus, BCoV) крупного рогатого скота в биологическом материале методом обратной транскрипции и полимеразной цепной реакции (ПЦР) с флуоресцентной детекцией в режиме реального времени (ОТ ПЦР РВ) и инструкцию по применению тестсистемы «РОТАВИР» для диагностики возбудителя ротавирусной инфекции животных методом полимеразной цепной реакции.
Статистическая обработка материалов проводилась в соответствии с общепринятыми методами [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате ретроспективного анализа выявлено, что в 2004 г. в смывах с прямой кишки телят профилакторного возраста методом иммуноферментного анализа выявлен антиген ротавируса в 34 пробах (19,6 %), в т. ч. в 19 – от телят хозяйств Иркутского района, 4 – Боханского, 4 – Черемховского, 6 – Заларинского, в одной пробе – от телят Шелеховского района.
В 2005 г. методом ИФА в смывах с прямой кишки телят выявлен антиген ротавируса в трех пробах (8,1 %), из которых 2 – от телят Иркутского района и 1 – Зиминского района. Всего антиген ротавируса выявлен в 17,6±2,3 % от числа исследованных проб.
Как видно из приведенных данных, антиген ротавируса был установлен у телят профилакторного возраста в шести районах области: Иркутском, Шелеховском, Боханском, Черемховском, Заларинском и Зиминском. Более половины (56,8 %) всех случаев положительных результатов при обследовании телят методом ИФА относится к Иркутскому району; 16,2 % – к Заларинскому. Десятая часть случаев выявления антигена ротавируса относится к Боханскому и Черемховскому районам, около 3 % – к Шелеховскому и Зиминскому.
С 2012 г. Иркутской МВЛ проводится выявление генома ротавирусной инфекции животных методом полимеразной цепной реакции. Изучение динамики выявления ротавируса КРС показало, что в 2012–2014 и 2017 гг. результаты исследований методом ПЦР были отрицательными. В 2015 г. методом ПЦР из патологического материала телят выявлен геном ротавирусной инфекции животных в 2 случаях, что составило 7,4 % от числа исследованных проб. В 2016 г. частота встречаемости ротавирусной инфекции у телят значительно увеличилась, о чем свидетельствует выявление генома ротавирусной инфекции в 32,5 % случаев. Все случаи диагностированы у телят, принадлежащих ЗАО «Железнодорожник» Усольского района.
Всего с 2012 по 2017 г. методом полимеразной цепной реакции было исследовано 84 пробы патологического материала телят. Генетический материал возбудителя ротавирусной инфекции крупного рогатого скота установлен в 17,8±2,4 % от числа исследованных проб. В 2004 г. в смывах с прямой кишки новорожденных телят методом реакции гемагглютинации выявлен антиген коронавируса в двух пробах (1,4 %), одна из которых от телят Боханского района, вторая – от телят Иркутского района. При исследовании 39 проб от новорожденных телят методом РГА в 2005 г. положительных результатов не выявлено. В 2006 г. методом РГА в смывах с прямой кишки телят выявлен антиген вируса коронавирусного энтерита крупного рогатого скота в 3 пробах (5,9 %), 2 из которых от телят ИНИИСХ п. Пивовариха Иркутского района и 1 – ОАО «Тугутуйское» Эхирит-Булагатского района.
В 2005 г. при исследовании сыворотки крови методом задержки гемагглютинации (РТГА) выявлено 4 сероположительных результата в хозяйствах Иркутского района (2,7 %). В 2006 г. при исследовании сыворотки крови методом РТГА выявлено 18 сероположительных результатов (13,9 %), 8 из которых – среди поголовья хозяйств Боханского района, 4 – в частном секторе п. Ользоны Баяндаевского района, 3 – по ОИК-1 Эхирит-Булагатского района, 2 – среди поголовья с. Ирхидей Осинского района и 1 сероположительная проба среди поголовья ИНИИСХ п. Пивовариха Иркутского района.
С 2016 г. проводится выявление генома коронавирусной инфекции. Исследования проб патологического материала КРС методом ПЦР показали, что геном коронавирусной инфекции был выявлен в 2016 г. в 3 случаях, что составило 10,0 % от доставленных из Иркутска и Усольского района Иркутской области.
В 2017 г. при исследовании 5 проб положительных результатов не выявлено. За два года исследования процент выявления генома коронавирусной инфекции составил 8,5±3,7 %. При исследовании фекалий, взятых от телят в возрасте от 1 суток до 3 месяцев в трех хозяйствах Иркутской области, в 44,4 % случаев выделили антиген ротавируса и в 11,1 % – коронавируса. В основном регистрировали ассоциативное течение рота- и коронавируса с респираторными вирусными инфекционными болезнями телят: инфекционный ринотрахеит (ИРТ); вирусная диарея (ВД); парагрипп-3 (ПГ-3); респираторно-синцитиальная инфекция (РСИ) (см. рисунок).
Так, ассоциацию РВ + ИРТ + ВД + + ПГ3 + РСИ выявляли в 22,2 % случаев; РВ + ИРТ + ВД + ПГ-3 – 10,1; РВ + ИРТ + + ПГ-3 – 8,1; КВ + ИРТ + ПГ-3 – 6,1; КВ + + ИРТ + ПГ-3 + РСИ – 5,1 и РВ + ИРТ + + ПГ-3 + РСИ – в 3 % случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
1. В Иркутской области антиген ротавируса у телят профилакторного возраста методом ИФА выявлен в 17,6±2,3 % случаев в шести районах; основная доля положительных проб установлена в Иркутском районе. Генетический материал возбудителя ротавирусной инфекции выявлен в 17,8±2,4 % от числа исследованных проб; все случаи диагностированы у телят в Усольском районе.
2. Антиген коронавируса в смывах с прямой кишки новорожденных телят методом реакции гемагглютинации получен в 2,2±0,9 % проб в трех районах, преимущественно в Иркутском. При исследовании сыворотки крови методом задержки гемагглютинации выявлено 7,9±1,5 % сероположительных результатов в пяти районах (при этом большая часть положительных проб зарегистрирована в Боханском районе). Выявление генома вируса коронавирусной инфекции составило 8,5±3,7 %.
3. При исследовании фекалий, взятых от телят (n = 99) в возрасте от 1 суток до 3 месяцев в трех хозяйствах Иркутской области, в 44,4 % случаев выделили антиген ротавируса и в 11,1 % – коронавируса.
4. Ассоциацию РВ + ИРТ + ВД + + ПГ3 + РСИ выявляли в 22,2 % случаев; РВ + ИРТ + ВД + ПГ-3 – 10,1; РВ + ИРТ + + ПГ-3 – 8,1; КВ + ИРТ + ПГ-3 – 6,1; КВ + + ИРТ + ПГ-3 + РСИ – 5,1 и РВ + ИРТ + + ПГ-3 + РСИ – в 3 % случаев.
Коротко о важном
Производство свиней в России за пять лет выросло на 32 %
За последние пять лет производство свиней на убой в живой массе в России увеличилось на 32 %. Основной прирост достигнут в промышленном секторе, доля которого в 2019 г. составила 86,5 %. Об этом сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства Д. Хатуов на совещании по свиноводству.
По словам чиновника, безусловным лидером является Центральный федеральный округ, на который приходится почти 50 % от общего объема производства свинины в стране. При этом из-за неблагополучной эпизоотической ситуации продолжается сокращение поголовья в хозяйствах населения. Снижающиеся объемы производства в ЛПХ компенсируются приростом на сельхозпредприятиях.
«В настоящее время в стране реализуются инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов, старт которым было дан в 2017–2018 гг. После выхода на полную проектную мощность к 2025 г. общее производство свиней на убой в живой массе составит 5,8 млн т», – заявил Д. Хатуов.
По данным Росстата, в 2019 г. в России было произведено 4362,6 тыс. т свиней (+7,2 % к 2018 г.).
Источник: http://agroobzor.ru