Если абстрагироваться от материального аспекта удовлетворенности трудом, то возможно выделить также ряд других потребностей, активация которых будет стимулировать рост производительности труда и, как следствие, удовлетворенности им. В совокупности указанные факторы будут способствовать росту лояльности персонала.
Так, работнику необходимо обозначать его собственную значимость, отраженную в оценке его вклада в совокупный результат. Обеспечение реализации указанных потребностей возможно посредством:
• предоставления работнику более качественных условий труда (помещение, техника и т.п.);
• расширения сферы ответственности (доверие в самостоятельном решении более сложных задач);
• содействия развитию интереса к повышению квалификации (оплата дополнительного обучения и т.п.);
• замены названия должности на более «статусное».
Перечисленный перечень инструментов позволяет удовлетворять потребность в саморазвитии человека, что будет способствовать удовлетворению его интересов, то есть росту лояльности.
Однако рыночные отношения развиваются довольно стремительно, что акцентирует внимание на факторах стабильности и прозрачности кадровой политики организации. Соответственно, реализация указанных факторов должна быть выражена в следующих принципах управления:
1. Полноценное соблюдение трудового законодательства.
2. Отсутствие дискриминации.
3. Стабильные выплаты заработной платы.
4. Объективность в формировании уровня вознаграждения работника.
5. Обратная связь и доступность руководства.
По мнению экспертов журнала «Директор по персоналу», наиболее эффективными методами нематериальной мотивации выступают [1]:
• организация и проведение планерок мотивирующего характера, посредством которых работник сможет ощутить свою причастность к достижению совокупного результата;
• предоставление системы скидок для своего персонала;
• информационная прозрачность;
• организация корпоративных мероприятий по чествованию именинников, а также по государственным праздникам;