— Скажите, с чего начать вывод на рынок нового продукта?
— Когда ты выводишь на рынок новый продукт, не надо уходить в его анализ и высчитывать спрос, спрос нужно создавать. Как говорил один предприниматель: «Не тестируй, а бросай вызов». Сначала идея, которая цепляет, потом — упаковка, а затем — скорость. Не три года думать, а три недели запускать. Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» сегодня не работает. Пока ты думаешь, кто-то уже откусил кусок рынка!
Я знаю много примеров, да и наш не исключение. Мы стартовали без всяких бизнес-процессов просто на голом энтузиазме. У нас даже документов на мороженое не было, мы просто купили необходимый минимум китайского оборудования, а точнее 1 фризер. Сделали первую партию мороженого и месяц не могли его продать, хотя там было всего 200 стаканчиков.
— Можно ли начать бизнес с нуля с нулевым бюджетом или изначальный капитал все же нужен?
— Начать бизнес с нуля можно и нужно. Вопрос не в деньгах — вопрос в голоде. У меня денег не было даже на 1 фризер, но я нашел человека, у которого они есть. Было предопределено что этот человек окажется порядочным и станет моим надежным партнером. Если у тебя есть идея, энергия и ты можешь донести ценность и уникальность бизнеса, ты найдёшь и партнёра, и инвестора. Деньги нужны, но не на старте. На старте нужен характер. Бизнес — это не про капитал и не про ум, бизнес это про решительность, целеустремленность и природную наглость!
— Какие основные маркетинговые ходы смогли продвинуть ваш продукт? Как и какими метриками вы их измеряли?
— Если мы говорим про продукт как мороженое, то это был наш уличный торговый модуль, так как мороженое это продукт спонтанной и импульсивной покупки. Мы сделали так, чтобы среди 5–6 точек на улице люди подходили именно к нашей точке — большими буквами на точке написали «Здесь можно купить винное мороженое», и наша касса из-за этой фразы была в 4–5 раз больше, чем у любой другой компании мороженого. Скажу честно, когда мы начинали, наше мороженое было по вкусу хуже, чем любое другое, какое продавалось на улице, но уникальность нашей идеи нам прощало плохой вкус!