Близкие к власти экономисты бьют тревогу: Россия стагнирует уже седьмой год подряд, и чем дольше страна будет оставаться в тупике, тем меньше у нее шансов на выход из кризиса. Чтобы вернуться к экономическому росту, государству нужно начать налоговое стимулирование инвестиций, снизить стоимость кредита и отказаться от избыточного профицита бюджета. Такие рецепты предложил в своей новой работе академик Абел Аганбегян.
Наша доля в мировой экономике падает, мы опускаемся в международных рейтингах по экономическим и социальным вопросам. Наша страна седьмой год стагнирует, при этом на протяжении двух лет она находилась в состоянии рецессии, утверждает академик Абел Аганбегян в своей работе «О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста». Среднегодовой темп роста ВВП в 2013–2018 гг. составил всего 0,4 %, в промышленности — 0,6 %. «Пятый год идет снижение реальных доходов населения; третий год сокращается жилищное строительство; уменьшился объем розничного товарооборота и конечного потребления домашних хозяйств. Число бедных увеличилось на 5 млн человек. С 2017 г. возобновилась депопуляция населения; с 2018 г. это впервые за последнее десятилетие привело к сокращению населения России. Более чем вдвое девальвировал рубль», — перечисляет экономист, полагая, что стагнация продлится еще как минимум два или три года.
Восстановить рост из такого «экономического болота» крайне трудно. «В отличие от кризиса, который несет в себе заряд послекризисного развития, стагнация не имеет внутренних пружин для будущего экономического роста», — замечает эксперт. В результате сегодня набирают силу негативные тренды, тянущие развитие страны вниз — к рецессии. «В частности, отток капитала с 2008 г. суммарно составил 743 млрд долл. (это половина годового ВВП по рыночному курсу); прогрессирует отставание материально-технической базы; сокращается количество трудоспособного населения; из-за падения нефтегазовых цен (главного источника налогов и таможенных сборов) снижается объем консолидированного бюджета в постоянных ценах. Финансирование НИОКР, образования, социальной помощи снижается в связи с усилением фискальной позиции и линией ЦБ на удорожание денег и сокращение ликвидности», — сообщает Аганбегян.