Наряду с решениями иностранных вендоров и компании 1С, на отечественном рынке представлены также и продукты ряда других крупных российских компаний. По оценкам «Эдит про», распределение долей ключевых игроков на российском рынке ERP в 2021 г. выглядело так:
- SAP — 45 %,
- 1С — 40 %,
- Microsoft — 10 %,
- Oracle — 7 %,
- «Галактика» — 5 %.
Выручка компаний 1С и SAP в РФ по итогам 2021 г. находилась примерно на одинаковом уровне, в диапазоне 26,5–28,5 млрд руб. Аналогичные показатели Microsoft составляли около 4,5–5 млрд руб., Oracle — 3–3,5 млрд руб.
Еще пример. Компания iiko, специализирующаяся на решениях для ресторанного бизнеса, продолжала активно расти и увеличила выручку в 2021 г. до 1,4 млрд руб., что составило прирост 51,3 % к 2020 г.
Чем ближе решения к специализированному прикладному уровню, тем реже встречались отечественные решения класса MES, PLM, CAD, системы диспетчеризации и АСУ ТП, планирования и управления проектами, офисные приложения для работы с документами, видеоконференцсвязи. Сложно с первого раза было найти полноценный аналог Горно-геологической информационной системы. Если раньше пользователи из ГМК могли выбирать между Micromine, Datamine, Surpac и другими решениями, то как и куда мигрировать структуру в 2022 г. стало большим вопросом.
С февраля 2022 г. средние и крупные компании успели пересмотреть цифровые ландшафты и пересобрать стратегии цифровой трансформации, включить в свои дорожные карты полностью или частично независимые решения.
Нельзя сказать, что отечественный рынок был к этому не готов. Некоторые классы решений, альтернативные зарубежным, к 2022 г. уже были в наличии, а вендоры были готовы к взрывному росту спроса. В других же классах выбрать было не из чего, и бизнес продолжил пользоваться тем, что продолжает работать, принудительно отключив получение обновлений и поддержку глобального вендора.
Компании Aveva, Oracle, Microsoft, Schneider Electric, Dell, Adobe, Autodesk, Cisco — перечню ушедших из России вендоров не видно конца.