Максим Владимирович, добрый день! Расскажите о текущей ситуации на рынке кабельно-проводниковой продукции. Какие тенденции можно выделить? Какие задачи стоят перед отраслью в целом?
Отрасль восстанавливается после «карантинного» спада 2020 г. Наблюдается увеличение выпуска кабельных изделий по весу меди на 5% к аналогичному периоду прошлого года. Мы прогнозируем сохранения темпов роста выпуска в размере 5–6% в 2022 г. Сохраняется тенденция к быстрому росту малых и средних предприятий отрасли, усиливается внутриотраслевая конкуренция. Практически отсутствует тенденция ко внутриотраслевой консолидации (т.е. концентрации кабельных заводов в одних руках), несмотря на ее очевидную необходимость по причине неоптимального уровня загрузки мощностей. Тревожной тенденцией последнего года стал взрывной рост цен на сырье — медь, алюминий, пластикаты. Это выразилось в сокращении спроса в физическом объеме, поскольку покупатели не смогли оперативно проиндексировать бюджеты, выделяемые на кабельно-проводниковую продукцию. Наиболее ярко это проявилось в закупках крупных компаний ТЭКа. Тревожной негативной тенденцией стал резкий рост дебиторской задолженности за отгруженную кабельнопроводниковую продукцию, происходит вымывание оборотного капитала кабельных производителей. Что, в свою очередь, отражается на планах развития предприятий отрасли через секвестирование инвестиционных бюджетов.
Фундаментальная задача кабельной отрасли — сокращение дисбаланса между производственными мощностями и спросом на продукцию. Имеющихся производственных мощностей слишком много для существующего спроса российского рынка. Надо либо сокращать мощности, а это требует консолидации производства в одних руках, либо увеличивать внутренний спрос, либо, наконец, развивать экспорт кабельно-проводниковой продукции на рынки дальнего зарубежья.
Какие проблемы в Вашем секторе бизнеса Вы считаете основными? Почему?
Мы занимаемся выпуском медной катанки, которая используется кабельными заводами в качестве сырья для выпуска кабельно-проводниковой продукции с медной токопроводящей жилой. Основная проблема этой подотрасли — систематическое хищение НДС при выпуске медной катанки из вторичной меди, то есть из лома. Особенностью российского рынка лома является относительно завышенная (по сравнению с ценой медных катодов) цена. В результате экономически невыгодно перерабатывать лом в катанку марки КМОР, если не «оптимизировать» НДС. «Оптимизация» НДС приводит к тому, что покупатель такой катанки становится участником цепочки транзакций, в которой происходит так называемый «разрыв», когда одно из звеньев цепи не платит НДС в бюджет. При существующей системе налогового контроля такие разрывы выявляются в режиме реального времени и налоговые органы начинают искать виновного. Часто им назначается предприятие, оказавшееся в конце цепочки, то есть кабельный завод. К сожалению, схема «ломки НДС» при переработке медного лома является настолько прибыльной, что постепенно ломовая катанка металла стала замещать катодную, то есть созданную из первичной меди. Некоторые добросовестные производители катанки были вынуждены либо терять долю рынка, либо вливаться в ряды налоговых «оптимизаторов».