Система управления персоналом отечественных предприятий сегодня претерпевает кардинальные изменения. Если для стран с развитой рыночной экономикой в системе управления персоналом сформировалась устойчивая ориентация на гуманистические ценности, то в России система управления персоналом как значимое направление экономики стала развиваться сравнительно недавно. Поэтому для большинства отечественных предприятий актуальным сегодня должно стать освоение всех форм и технологий в системе управления персоналом, выработанных в развитых странах и приспособленных к рыночным условиям [1].
В табл. 1, развивая идеи работ Т. Ю. Базарова [2], рекомендованы векторы и содержание деятельности по управлению персоналом предприятия, в том числе основанного на внутреннем маркетинге, на базе пирамиды потребностей, описанной А. Маслоу (содержательная теория мотивации).
Управленческие традиции за рубежом, в основном, выступают в форме обычаев, которые воспроизводят нормы поведения и обеспечивают устойчивость материальной и духовной культуры. Например, американские руководители традиционно предпочитают долгосрочную профессиональную карьеру, личное развитие, в ущерб качеству деловых отношений («Я» берет верх над группой).
Для японских руководителей на первом месте — организация и ее достижения, коллективистская культура, интересы группы выше собственных, и т. п.
Влияние традиций на формирование моделей (систем) управления, на формирование организационных структур компаний показано в табл. 2. Отсюда видим, что японские модели управления базируются на коллективной ответственности (все работники испытывают личную ответственность за достижения компании), на генерализации ролей и рабочих мест (работники готовы к выполнению любых ролей), на доверии к подчиненным, на гарантиях защиты работников и их росте и т. д.
Американские модели управления базируются на использовании научных принципов в управлении (системные усилия, направленные на повышение эффективности производства), на соблюдении классической теории управления, на индивидуализме и социальном управлении, на формировании отношений, способствующих достижению целей фирмы, и т. д.