По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российские высокоскоростные железные дороги: взгляд из Японии

Национальная японская газета «Асахи Симбун» опубликовала материал о процессе строительства российских высокоскоростных железнодорожных магистралей. В статье изложен взгляд на проблемы реализации проекта сквозь призму опыта японских железнодорожников.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) должна была соединить Казань, третий по значимости город России, и Москву. Идея о создании линии появилась около 10 лет назад — проект должен был стать одним из первых в процессе создания в стране высокоскоростных магистралей. Линия должна была стать важнейшим элементом новой транспортной инфраструктуры, созданной в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года в России. Издание провело сразу несколько аналогий с японскими проектами.

Расстояние по прямой от Москвы до Казани составляет 721 км. Между крупными японскими городами Токио и Хиросимой расстояние примерно идентичное — 679 км. Для того чтобы добраться из Москвы до Казани по уже существующим железнодорожным линиям, потребуется не менее 14 часов. Россия — огромная страна, сухопутные поездки занимают очень много времени именно из-за географической удаленности городов друг от друга.

Конечно, добраться из Москвы до Казани можно и самолетом — авиасообщение между городами отлично развито. И все же в преддверии чемпионата мира по футболу развитие транспортной инфраструктуры между Москвой и регионами стало еще более актуальным. Запуск движения по высокоскоростной магистрали Москва — Казань планировался на 2018 год, открытие новой линии приурочивалось к открытию чемпионата.

В 1960-х годах, в процессе подготовки к Олимпиаде 1964 года в Токио, в Японии складывалась похожая ситуация. Власти спешили завершить строительство первой высокоскоростной линии «Синкансэна» — «Токайдо» для обеспечения транспортной доступности всех городов, где располагались олимпийские объекты.

Российская ВСМ должна была объединить в единую сеть Москву, Казань, Нижний Новгород и Владимир. За исключением Владимира, все эти города должны были принимать матчи чемпионата мира по футболу. В дальнейшем «РЖД» планировали продлить магистраль до крупнейшего уральского города — Екатеринбурга.

Чемпионат мира с успехом был проведен летом 2018 года, однако к строительству высокоскоростной магистрали Москва — Казань так и не приступили. Проектные работы осуществлялись с привлечением китайских инженеров, но на сегодняшний день они так и остались стопкой невостребованной бумаги. Вместо строительства магистрали между столицами России и Республики Татарстан было решено направить все силы на развитие другого направления: Москва — Санкт-Петербург.

Для Цитирования:
Российские высокоскоростные железные дороги: взгляд из Японии. Железнодорожник. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: