По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российские вузы между неготовностью к онлайн-обучению и его несовершенством

Какие платформы и инструменты заменяют теперь привычные стены университета и как вузы их выбирают — в материале Indicator.Ru.

В середине марта подведомственные Министерству науки и высшего образования вузы одновременно с рекомендацией перейти на дистанционное обучение получили карт-бланш на использование любых подходящих инструментов онлайн-образования — лишь бы работало. На заседаниях рабочей группы министр Валерий Фальков не раз напоминал, что во всех вузах должна действовать электронная образовательная среда с собственными онлайн-курсами и другими образовательными инструментами. Но было очевидно, что и там, где такие системы функционируют идеально, они не обеспечивают весь учебный процесс и не рассчитаны на одновременную работу тысяч пользователей. Скоро на одной из встреч рабочей группы стало известно, что всего около 4 % вузов вообще не могут обеспечить дистанционный формат обучения, но более 35 % испытывают периодические сбои или не охватывают онлайн-занятиями всех студентов.

Многие из этих проблем связаны с инфраструктурными недостатками: когда преподаватели и студенты начали массово выкладывать материалы и задания на учебных порталах, серверных мощностей университетов стало недостаточно. Пропускной способности каналов связи тоже не хватило. Сбои разной степени происходили в большинстве вузов в течение всех двух недель перед каникулами, особенно в первые дни, и восстанавливать работу во многих случаях приходилось на ходу. «Мы изыскиваем дополнительные серверные мощности и держим руку на пульсе: как только возникают вопросы по работе систем, студенты сообщают нам через чат старост», — говорит проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Ирина Кукса.

В некоторых случаях технические ограничения обусловили выбор внешних сервисов, работа которых не перегружает серверы университета. Например, это стало одной из причин выбрать платформу Microsoft Teams в Дальневосточном федеральном университете, по словам заместителя проректора по развитию вуза Ильи Яськова. За неделю перед каникулами в эту среду перешли не только лекции и семинары, но и групповая работа студентов над проектами и прочие активности. Яськов подчёркивает, что переход был полным: «Помните, как выглядит обычное расписание в университете? Название занятия, время, аудитория, преподаватель. Наша цель была в том, чтобы при переходе в онлайн ничего не поменялось, только вместо номера аудитории была комната в MS Teams».

Для Цитирования:
Российские вузы между неготовностью к онлайн-обучению и его несовершенством. Ректор ВУЗа. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: