В нашей стране зарождение добровольчества относят к истокам образования Древнерусского государства. Древнеславянские «добро» и «воля» лежат в основе этимологии термина, что отражено и в его трактовке — «совершение чего-либо по собственному желанию, без принуждения, добровольно»1.
Следует сказать, что у понятия «добровольчество» есть синоним — «волонтерство». И первоначально их значение ассоциировали с защитой от внешней агрессии. Так, волонтерство за границей связывали с военной службой, так как в Европе в XVII–XVIII вв. не было воинской повинности, а участвовали в войнах добровольцы. И также добровольчество отражено в феномене ополчения (народное вооруженное формирование) в предшествовавший образованию Древнерусского государства период. Это значение передано и в толковых словарях: «способ комплектования вооруженных сил путем зачисления на военную службу добровольцев»2. И только в ХХ веке получило распространение более широкое понимание данного термина, можно сказать, современное: «добровольно принимает участие в каком-либо деле»3, «занимающийся общественно полезной деятельностью на безвозмездной основе»4.
Исследователи называют факторы, способствующие распространению добровольческого движения в нашей стране. Одним из них является стремление лучших русских правителей заботиться о своих подданных (рис. 1).
Так, Ярослав Мудрый организовывал сиротские училища с целью «книжного учения» талантливых детей независимо от сословий. В XVIII в. созданы первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем. XIX в. — время появления земств (первых «некоммерческих общественных организаций»), направление их деятельности — предоставление жителям села и деревни бесплатных социальных услуг по медицинскому обслуживанию и обучению.
Деятельность общественных групп в целом и отдельных выдающихся их представителей также оказали влияние на становление и развитие отечественного добровольческого движения. Примером самоотверженного служения является добровольческая деятельность К. Минина и Д. Пожарского.