Наставник конкурса управленцев «Лидеры России» Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Трансформация рынка труда», в ходе которой осветил темы новых вызовов — пандемии и цифровизации.
Представляя результаты исследования повседневных практик населения, потребительского выбора и бюджетов времени, Ярослав Кузьминов уточнил, что были использованы данные опроса «Вышки», которые, по его словам, совпадают или очень близки к опросам ФОМа, ВЦИОМа и ФСО. В опросе приняли участие 6,5 тыс. респондентов. По итогам исследования оказалось, что 67 % людей каждый день находятся в Интернете, 63 % из них — в социальных сетях. В среднем на это уходит два часа в рабочие дни, три часа — в выходные. Половина опрошенных при этом главным дефицитом считают прогулки, встречи с друзьями и чтение книг. Вживую каждую неделю с друзьями и родственниками общаются 43 %, онлайн — 67 %.
По данным исследования, 54 % опрошенных пользуются мобильными приложениями для покупки широкого спектра товаров — цифровыми гипермаркетами. 48 % используют сервисы частных объявлений, достаточно популярны онлайн-аптеки: такие приложения установлены у 24 % респондентов. За последние 12 месяцев 68 % человек совершали покупки в российских интернетмагазинах и 37 % — в иностранных.
Потребитель опробовал «цифру» там, где раньше не мог себе представить, — например, при покупке моркови. Научный руководитель «Вышки» уточнил, что такие изменения скажутся на рынке труда. Например, в той же розничной торговле будут высвобождаться кадры, поскольку сократится спрос на неудаленные услуги, включая массовые мероприятия и международные путешествия.
На повестке дня сегодня вопрос «Мы думаем, когда покупаем?», продолжил Ярослав Кузьминов. На рубеже нового тысячелетия появилось «полное ощущение того, что Интернет открывает дикую свободу; у тебя появляется “Алибаба”, и ты можешь купить лейку дешевле в пять раз, чем в соседнем сельпо». Но прошло 20 лет, и «мы столкнулись с массовым проявлением несвободы — мы устали выбирать». По данным опросов, 80 % покупок сегодня потребители совершают не задумываясь. Выбор совершается по первому предложению от Google или «Яндекса». То есть потребители ведут себя как в начале XX в., когда средний класс только зарождался. Получается, что «мы стремительно идем вспять». Даже медицинские услуги большинство опрошенных будут выбирать по совету друзей, образовательные учреждения — на основе собственных соображений.