Мир, в котором мы живем, очень быстро, стремительно меняется. Есть мнение, что смена технологических платформ как минимум вдвое опережает способности общества и политиков адаптироваться к этим изменениям, т. е. принимать новые стандарты жизни и регуляторные нормы. Комуто наверняка удастся сократить этот разрыв и «оседлать» технологические трансформации, а кто-то безнадежно отстанет.
Причем в силу того, что мы имеем дело со скачкообразным и постоянно ускоряющимся развитием технологического прогресса так называемыми «подрывными» технологиями, способными радикально поменять сложившиеся социально-экономические, производственные системы, бизнес-модели и житейские практики, исходные позиции стран на старте разворачивающейся новейшей технологической революции («цифровой» революции, четвертой промышленной революции, как ни назови), имеют большое, но не всегда и не обязательно решающее значение. То есть шансы эффективно вписаться в новую реальность есть практически у всех. Есть они, например, и у беднейших стран в силу благоприятной демографической пирамиды с высокой долей молодежи, особенно восприимчивой к техническим новшествам.
Где есть понятие «цифровой разрыв», может быть и «цифровой прыжок»: в странах Африки к югу от Сахары число абонентов сотовой связи составляет почти 75 на каждые 100 жителей, а человек скорее будет иметь мобильный телефон, чем благоустроенную квартиру с современной канализацией, доступом к питьевой воде и электричеству. Соответственно, в этом регионе очень быстро развивается бесфилиальный банкинг: 12 % взрослого населения имеют мобильные счета (по сравнению со среднемировым показателем в 2 %), причем почти половина из этого числа располагает только мобильными счетами. В такой ситуации существенно расширяются возможности для предпринимательской деятельности. По прогнозам компании Ericsson, к 2025 г. практически каждый житель планеты будет иметь доступ к мобильным устройствам с выходом в Интернет. Это означает, что коммерцией в глобализированной виртуальной среде, при сопутствующем расширении и универсализации онлайновых цифровых платформ, сможет фактически любой человек.