По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Россия сегодня: между шумом времени и безмолвием вечности

Гарбузов Дмитрий Викторович доктор философских наук, заведующий кафедрой истории, зарубежного регионоведения и межкультурной коммуникации Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», Россия, 404133, Волгоградская область, Волжский, ул. 40 лет Победы, 11, E-mail: buendia@bk.ru

В статье осуществляется анализ различных актуальных проявлений культурной жизни современного российского социума. Предметом анализа выступают элементы массовой культуры, медиареальность, системы социального управления и неравенства, культурная топология и динамика. Выявляются архетипические символы универсальных, метафизических структур культурного существования российского социума.

Литература:

1. Платонов А.П. Чевенгур. Котлован. Рассказы // А. П. Платонов. — М.: Эксмо, 2008.

2. Ностальгия по истокам // М. Элиаде. — М.: ООО «Изд-во «Институт Элиаде М. общегуманитарных исследований», 2006.

Статья поступила 20.09.2015 г.

Тишина и шум. Для советского самосознания и стиля жизни была характерна «тишина». Советский человек инстинктивно стремился быть незаметным, не привлекать к себе внимания, скрыться. Наоборот, современный россиянин — шумный. Он инстинктивно пытается выделиться, быть замеченным. Безусловно, это связано с разными типами социальности и культуры. Советский человек был востребован, он подлежал мобилизации, призыву, сбору и поэтому спонтанно стремился скрыться от требовательного взгляда окружающего социума. Наоборот, современный, постсоветский россиянин подобен дикой траве, он изначально воспринимается системой управления социумом как новый иждивенец, которого нужно содержать. Ощущая свою невостребованность, современный россиянин бессознательно пытается всеми силами привлечь к себе внимание. Если слушает музыку, то так, чтобы ее слышали и окружающие, если разговаривает, то громко, одевается — ярко и т. д. Это создает своеобразный фон социальной повседневности. Шум времени действительно шумный, метафора соответствует содержанию.

Наследники и самоделы. Суть современного политического конфликта связана с трансформацией элит. К «наследникам» (т. е. группе, поделившей наследство СССР) добавились «самоделы». Со временем они вдруг осознали, что понимают, как делается политика, решили, что понимают те манипуляции, имитации и пр., которые осуществляет правящий класс. Это вызвало массовый анонимный (через интернет) протест. Затем у «самоделов» появились публичные лидеры. Однако ситуация осложнилась тем, что эту новую волну социального протеста попыталась оседлать проигравшая группа «наследников», тесно связанная с иностранными центрами влияния. Образно говоря, очевидная «наследница» Ксения Собчак решила мимикрировать под «самодела». Это в значительной степени подорвало и дискредитировало новое протестное движение.

«Ксюша» Собчак, «комплекс Гамлета» и «близнечный» миф. Если Лев Толстой был «зеркалом русской революции» начала XX в., то «Ксюша» Собчак — это, безусловно, «экран российского протеста» начала XXI в. В ее неожиданном антагонизме с Первым Лицом государства легко обнаружить своеобразный реактивный «комплекс Гамлета». Принцесса наблюдает за политическим театром, происходящим в стране, и внезапно осознает, что Президент — это узурпатор, несправедливо и незаконно занимающий место умершего отца-основателя. В воспаленном мозгу рождается главная мысль оппозиции: «на его месте должна быть я». Так в «комплексе Гамлета» аккумулируется сомнение в легитимности власти. Но «Ксюша» Собчак — это экран, на котором проецируется не только бессознательное отношение общества к власти, но и к фактической, «варварской» элите, родившейся на развалинах распавшейся Империи. Это особенно остро ощущается в ее сложных, амбивалентных отношениях с актрисой и общественным деятелем Чулпан Хаматовой, которые вызывают устойчивые ассоциации с так называемым «близнечным мифом» [2.]. Ксюша — «чудовищный двойник» Чулпан. Они обе неразрывно связаны некоей метафизической разделительной чертой. Чулпан ни в коем случае не опускается ниже этой черты, а Ксюша — ни в коем случае не поднимается выше этой черты. Ксюша — это «тень» Чулпан, альтернативное теневое Ego. Случайная перекличка имен весьма символична. Ксения значит «чужая», а Чулпан — «утренняя звезда рассвета», время, когда тени наиболее длинны. Эти тени отделились от своих хозяев и накрыли Россию, осуществили взаимоподмену негатива и позитива изображения, идеала. Царь — не настоящий, но и бояре подложные.

Для Цитирования:
Гарбузов Дмитрий Викторович, Россия сегодня: между шумом времени и безмолвием вечности. Вопросы культурологии. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: