По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Россия-Китай: «Устойчивая безопасность» для Евразии

Тянь Синь аспирант кафедры международных организаций и мировых политических процессов факультета мировой политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова), 119991, Россия, Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 51, E-mail: dekanat@fmp.msu.ru, ORCID: 0009–0001–8160–7183

Автор сосредоточивает внимание на основном направлении стратегического партнерства между Россией и Китаем — обеспечении безопасности в Евразии. С учетом турбулентности обстановки в регионе наличия высокой степени нетрадиционных в основе исследования — понятие «устойчивой безопасности» при тесной связи с «экономической безопасностью». Акцентирован фактор влияния стратегического партнерства, политических, торгово-экономических и военно-технических отношений на региональную и глобальную стабильность. На основе анализа официальных документов России и Китая раскрыта динамика всего комплекса взаимодействия между двумя державами как в межгосударственном, так и в многостороннем формате, представленном СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, а также крупномасштабными российскими и китайскими инициативами: «Большого Евразийского пространства» (БЕП) и «Пояса и Пути» (ОПОП), а также «Инициативы в области глобальной безопасности». Автор дает оценку роли стратегического партнерства как фактора снижения угроз в Центральной Азии, противодействия внешнему давлению, укрепления многополярности в период трансформации миропорядка, а также поиска путей и форм противодействия новым вызовам и угрозам. Важное внимание в работе уделяется выработке рекомендаций с целью расширения круга совместных инициатив, направленных на содействие развитию в регионе, укрепление региональной и глобальной стабильности, взаимодействие в сфере кибербезопасности, координацию в области внешней политики и дипломатии.

Литература:

1. Глазунова Е. Н. К вопросу о генезисе понятия «устойчивая безопасность»/Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. — 2018. — № 2. — С. 3–31.

2. Тимофеев И. Система евразийской безопасности. Экономический аспект. 1.08.2024. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics/

3. Fu Ying. Seeing the World. Beijing. 2019.

4. Лузянин С. Г. Россия и Китай в Евразии. Международно-региональные измерения российско-китайского партнерства. — М.: ИД Форум, 2009. — С. 3–4./«Евразия — это Европа плюс Азия, включающие южные, восточные и юго-восточные части (регионы) континента. Вместе с тем трактовки географического понятия «Евразия» разнятся между собой, оставляя достаточно большой спектр определений. Под узким определением понимается Евразия в пределах части границ Российской империи и СССР, под широким — система азиатских регионов и территорий до западных границ Белоруссии и Карпат».

5. Концептуальный документ инициативы по глобальной безопасности. Агентство Синьхуа. МИД КНР. 21 февраля 2023. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/wjbz/cwbcwt/202302/t20230222_11029640.html/

6. Кортунов А. Инициатива в области глобальной безопасности. Пекин принимает новую роль. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/initiativa

7. Российско-китайский диалог: модель 2024: доклад № 94/2024 [К. В. Бабаев, Ли Цзяньмин, Ю. Ю. Мельникова и др.; под ред. С. М. Гавриловой и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2024. — 98 с.

8. Ли Юнцюань. Геополитическая игра между евразийскими державами/Ред. Чэнь Дундун. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.aisixiang.com

9. Ван И. Пресс-конференция в рамках 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва. 7.03.2024. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.theorychina.org.cn/c/2024–03–11/1495224.shtml

10. Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. 4 февраля 2022 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: hptts://www.kremlin.ru/supplement/5770

11. Концепция внешней политики Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.). — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru

12. Совместное российско-китайское заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 21 марта 2023 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kremlin.ru/supplement/5920

13. Приграничный конфликт Киргизии и Таджикистана. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/18/09/2022/632428299a794745d8046839.

14. Заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. Пекин, 16 мая 2024 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.Kremlin.ru/supplement/6132

15. Лавров С. В. Выступление в МГИМО-Университете. 2.02.2024 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tass.ru/politika/21743707

16. См. также: Fu Ying. Seeing the world. Beijing. 2019.

17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о торгово-экономических отношениях. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902963

18. Цыплаков С. Об основных трендах развития торговли России и Китая. 13.09.2024. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analitics-and-comments/…

19. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://re’russia.net/reviw/688/270224

20. Российский внешнеэкономический вестник. — 2015. — № 2. — С. 83–93.

21. Галузин Ю. H. Заявление на Форуме 2024 г. в Казани. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/tovarooborot-rossii-i-stran-centralnoi-azii-sostavil-bolee-44-mlrd-dollarov-v-2023-m

22. Мишустин М. В. Выступление на саммите глав правительств стран-членов ШОС. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bigasia.ru/.

23. Путин В. В. Выступление на саммите государств-участников ШОС. — Астана, 4.07.2024.

24. Си Дзиньпин. Выступление на Саммите ШОС + в Астане. 4.07.2024. — [Элекронный ресурс] — Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/zyjh/202407/t20240704_11448348.html2024–07–04 22:14

25. International Financial Statistics. Russian Federation//IMF. URL: https://un.imf.org/en/Data (дата обращения: 4.02.2025).

26. Russell M. Eurasian Economic Union. The rocky road to integration. Briefi ng. April, 2017. P. 1. — [Элекронный ресурс] — Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/599432/EPRS_BRI %282017 %29599432_EN.pdf/См.

27. Лавров С. В. Правовым фундаментом многополярного мира должен стать Устав ООН/Россия в глобальной политике. 2025. 4 февраля — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1994357/.

28. Глянц Майкл Г., Росс Роберт Дж. Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. — М.: ИМО, 2019. — 263 с.

29. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. 16 мая 2024 г. — [Электронный ресурс). — Режим доступа: www.kremlin.ru/supplement/6132

30. Макаров И. А., Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://iorj.hse. ru/data/2016/07/01/1115769128/… pdf

31. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече с руководством Министерства иностранных дел России. Москва, 14 июня 2024 г. — Электронный ресурс — Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1957107/

32. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики. 25 июня 2016 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kremlin.ru/supplement/5100.

33. Цит. по: Харкевич М. Безопасность для Большой Евразии. РСДМ. 8.07.2024. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bezopasnost-dlya-bolshoy-evrazii. июля 2024

34. Совместное заявление РВ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии. 4 февраля 2022 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www/kremlin.ru/supplement/5770/.

35. Российско-китайский диалог: модель 2024: доклад № 94/2024 [К. В. Бабаев, Ли Цзяньмин, Ю. Ю. Мельникова и др.; под ред. С. М. Гавриловой и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2024. — 98 с.

36. О российской инициативе Большого Евразийского партнерства/МИД РФ. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_ body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/.

1. Glazunova E. N. On the question of the genesis of the concept of "sustainable security"/Vestnik Moscovskogo Universiteta, Ser. 25./International Relations and World Politics. 2018. 2 — pp. 3–31.

2. Timofeev I. The system of Eurasian security. The economic aspect. 1.08.2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://russiancouncil.ru/analytics/

3. Fu Ying. Seeing the World. Beijing. 2019.

4. Luzyanin S. G. Russia and China in Eurasia. International and regional dimensions of the RussianChinese partnership. Moscow: Publishing House Forum, 2009. pp. 3–4/"Eurasia is Europe plus Asia, including the southern, eastern and southeastern parts (regions) of the continent. At the same time, the interpretations of the geographical concept of "Eurasia" vary among themselves, leaving a fairly wide range of definitions. The narrow definition refers to Eurasia within part of the borders of the Russian Empire and the USSR, and the broad definition refers to the system of Asian regions and territories up to the western borders of Belarus and the Carpathians.

5. Concept paper of the Global Security Initiative. The Xinhua News Agency. Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. February 21, 2023. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/wjbz/cwbcwt/202302/t20230222_11029640.html/

6. Kortunov A. Global Security Initiative. Beijing is taking on a new role. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/initiativa

7. Russian-Chinese dialogue: the 2024 Model: Report No. 94/2024 [K. V. Babaev, Li Jianming, Yu.Yu. Melnikova et al.; edited by S. M. Gavrilova et al.]; Russian International Affairs Council (RIAC). Moscow: NP RIAC, 2024. 98 p

8. Li Yongquan. The Geopolitical game between the Eurasian Powers/Ed. Chen Dongdong. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.aisixiang.com

9. Wang Yi. Press conference at the 2nd session of the National People's Congress of the 14th convocation. 03/7/2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://ru.theorychina.org.cn/c/2024–03– 11/1495224.shtml

10. Joint Statement of the Russian Federation and China on international relations entering a new era and global sustainable development. February 4, 2022 — [Electronic resource] — Access mode: hptts://www.kremlin.ru/supplement/5770

11. The Concept of the foreign policy of the Russian Federation (Approved by the President of the Russian Federation V. V. Putin on March 31, 2023). — [Electronic resource] — Access mode: https://www. mid.ru

12. Joint Russian-Chinese Statement on deepening comprehensive Partnership and Strategic Cooperation entering a new era. March 21, 2023 — [Electronic resource] — Access mode: https://www.kremlin.ru/supplement/5920

13. The border conflict between Kyrgyzstan and Tajikistan. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.rbc.ru/politics/18/09/2022/632428299a794745d8046839.

14. Statement by the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening comprehensive partnership and strategic cooperation entering a new era in the context of the 75th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the two countries. Beijing, May 16, 2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.kremlin.ru/ supplement/6132

15. Lavrov S. V. Speech at MGIMO University. 2.02.2024 — [Electronic resource] — Access mode: https://tass.ru/politika/21743707

16. See also: Fu Ying. Seeing the world. Beijing. 2019. — P. 238–239.

17. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on Trade and Economic Relations. — [Electronic resource] — Access mode: https://docs.cntd.ru/document/1902963

18. Tsyplakov S. On the main trends in the development of trade between Russia and China. 09/13/2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://russiancouncil.ru/analitics-and-comments/…

19. [Electronic resource] — Access mode: https://re ’russia.net/reviw/688/270224

20. Rossijskiy vneshneekonomicheskiy vesntik. 2015. No. 2, pp. 83–93.

21. Galuzin, Yu. H. Statement at the 2024 Forum in Kazan. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.tatar-inform.ru/news/tovarooborot-rossii-i-stran-centralnoi-azii-sostavil-bolee-44-mlrd-dollarov-v-2023-m

22. Mishustin M. V. Speech at the summit of Heads of Government of the SCO member states. — [Electronic resource] — Access mode: https://bigasia.ru/.

23. Putin V. V. Speech at the summit of the SCO member states. Astana, 4.07.2024. —

24. Xi Jinping. Speech at the SCO+ Summit in Astana. 07/14/2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/zyjh/202407/t20240704_11448348.html2024–07–04 22:14

25. International Financial Statistics. Russian Federation//IMF. URL: https://un.imf.org/en/Data (date of request: 02/14/2025)

26. Russell M. Eurasian Economic Union. The rocky road to integration. Briefing. April, 2017. P. 1. — [Electronic resource] — Access mode: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/599432/EPRS_BRI %282017 %29599432_EN.pdf/См

27. Lavrov S. V. The UN Charter should become the legal foundation of a multipolar world/Rossia v global’noj politike. 2025. February 4 — [Electronic resource] — Access mode: https://mid.ru/ru/foreign_ policy/news/1994357/.

28. Glanz Michael G., Ross Robert J. One belt one road. China’s Long March Toward 2049. Colorado 2019–263 p.

29. Joint Statement by the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening comprehensive partnership and strategic cooperation entering a New Era in the context of the 75th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the two countries. 16.05.2024 — [Electronic resource]. — Access mode: www.kremlin.ru/supplement/6132

30. Makarov I. A., Sokolova A. K. The integration of Eurasian integration and the Silk Road Economic Belt: opportunities for Russia. — [Electronic resource] — Access mode: https://iorj.hse.ru/data/2016/07/01/1115769128/… pdf

31. Speech by President of the Russian Federation Vladimir Putin at a meeting with the leadership of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Moscow, June 14, 2024 — Electronic resource — Access mode: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1957107/

32. Joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China. June 25, 2016 — [Electronic resource] — Access mode: https://www.kremlin.ru/supplement/5100.

33. Cit. in: Harkevich M. Security for Greater Eurasia. RSDM. 07/8/2024. — [Electronic resource] — Access mode: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bezopasnost-dlya-bolshoy-evrazii. July 2024

34. Joint Statement of the Republic of China and the People's Republic of China on International Relations entering a new Era and global Sustainable Development. February 4, 2022 — [Electronic resource] — Access mode: https://www/kremlin.ru/supplement/5770

35. Russian-Chinese Dialogue: Model 2024: Report No. 94/2024 [K. V. Babaev, Li Jianming, Yu.Yu. Melnikova et al.; edited by S. M. Gavrilova et al.]; Russian Council on International Affairs (RIAC) Moscow: NP RIAC. 2024. — 98 p.

36. On the Russian initiative of the Greater Eurasian Partnership/Ministry of Foreign Aff airs of the Russian Federation. — [Electronic resource] — Access mode: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_ and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvizasedanie-sgs/1767070/

Одним из аспектов трансформации международных отношений по пути к многополярности и установлению более справедливого миропорядка является выдвижение на первый план принципа неделимости безопасности на глобальном и региональном уровнях. Этот принцип, нашедший отражение также в тезисе равной и неделимой безопасности, был центральным в дискуссиях на IX Международной конференции Российского совета по международным делам — РСДМ и Китайской академии общественных наук — КАОН «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху» (Москва, май 2024 г.). Красной нитью в выступлениях участников проходил тезис о равной и неделимой безопасности, восприятие стабильности как широкого комплексного явления, имеющего не только стратегическую и военно-оборонную составляющую, но и социально-экономическую, значение которой постоянно возрастает. Все это дает автору возможность вести дискурс не только в плане общей и коллективной безопасности, т. е. безопасности для всех государств или государственной безопасности, но и об «устойчивой безопасности» [1], связанной с проблематикой «устойчивого развития», а также ее важной составной части — «экономической безопасности» [2]. Как полагает китайская исследовательница Фу Юань, в современном мире наблюдается значительное возрастание нетрадиционных угроз безопасности, несущих риски для обычного населения. Согласно статистике, половина мировых потерь населения и материальной собственности в мире связана с природными бедствиями. Обеспечение безопасности от нетрадиционных катаклизмов, таких как водного, продовольственного, энергетического, климатического, а также терроризма, насилия, наркобизнеса, киберпреступности, межэтнических и межконфессиональных конфликтов — касается каждого жителя планеты и требует совместных действий. Никуда не уходят и традиционные угрозы безопасности, которые не только ослабевают, но становятся все более опасными [3. С. 268].

Философия «устойчивой безопасности» как нельзя лучше вписывается в парадигму Евразийского региона [4. C. 3–4], государства которого в социально-экономическом отношении менее благополучны, чем страны большой Азии. Нестабильная экономическая ситуация создает почву для поддержания социальной напряженности. Евразия — это территория повышенной турбулентности, связанная с такими проявлениями, как терроризм, религиозный экстремизм, транснациональная преступность, торговля наркотиками, нелегальная миграция, нестабильность в Афганистане и пр. Это зона острых и нарастающих столкновений интересов ведущих держав мира, которых привлекают здесь высокие темпы развития, наличие богатых природных ресурсов и логистических путей. Можно назвать также множество более конкретных аспектов, таких как необходимость регулирования трансграничной миграции; опасение за соблюдение прав соотечественников, проживающих или работающих вне территории Центральной Азии; непрекращающееся давление исламского экстремизма. обострение существующей в ряде стран, особенно в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, такой экзистенциальной проблемы, как недостаточность водных ресурсов.

Для Цитирования:
Тянь Синь, Россия-Китай: «Устойчивая безопасность» для Евразии. Дипломатическая служба. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: