По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Россия как тип цивилизации: от Запада к Востоку

Хренов Николай Андреевич. ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации». Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: nihrenov@mail.ru

Статья посвящена постоянно возникающей в истории ситуации напряженности в отношениях России и Запада. Во втором десятилетии ХХI в. эта ситуация вновь актуальна. В этой ситуации, как это имело место в истории уже не раз, Россия вспоминает о своем коллективном бессознательном — самой ранней традиции, а именно, восточной

Литература:

1. Бузина О. Украина: треугольник межцивилизационных противостояний  // Диалог культур и партнерство цивилизаций. IХ Международные Лихачёвские научные чтения 14–15 мая 2009 года. — СПб., 2009. — С. 35.

2. Пушкин А. Клеветникам России Пушкин А. Собрание сочинений в 10 т., т. 2. — М., 1959. — С. 339.

3. Трельч Э. Историзм и его проблемы. — М., 1994. — С. 158.

4. Достоевский Ф. Полное собрание сочинений в 30 т., т. 27. — М., 1982. — С. 33.

5. Достоевский Ф. Указ. соч. — С. 33.

6. Гройс Б. Россия как подсознание Запада // Гройс Б. Искусство утопии. — М., 2003. — С. 150.

7. Бакунин М. Философия. Социология. Политика. — М., 1989. — С. 338.

8. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. — СПб., 2006. — С. 315.

9. Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков. — Томск, 1996. — С. 64.

10. Гумилёв Л. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1992. — С. 602.

11. Достоевский Ф. Указ. соч. — С. 36.

12. Гумилёв Л. «Меня называют евразийцем…» // Наш современник. — 1991. — № 1. — С. 133.

13. Трельч Э. Указ. соч. — С. 158.

14. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. — М., 1983. — С. 221.

15. Нарочницкая Н. Русский мир. — СПб., 2007. — С. 289.

16. Шубарт В. Европа и душа Востока. — М., 1997.

17. Евтушенко Е. Собрание сочинений в  3-х т., т. 2. Стихотворения и  поэмы. 1965–1972. — М., 1984. — С. 235.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Современный человек весьма политизирован. События, связанные с Украиной, усилили политизацию. Но политика — это только надводная часть айсберга.

Существует еще подводная часть. Это то, что связано с цивилизацией и отношениями между цивилизациями, постигаемыми, в отличие от политики, в больших исторических длительностях. Эти отношения определяют и политические страсти, которые могут внезапно вспыхнуть и так же внезапно угаснуть.

Дело еще в том, что цивилизационный уровень не всегда осознается, а если осознается, то не полностью. Поэтому все, в конечном счете, сводится к политике и осмысляется на уровне политики, т. е. в кратких длительностях времени.

Интересно рассмотреть современную Россию или Россию в новой реальности в больших длительностях исторического времени, т. е. в тех длительностях, которые специфичны для истории цивилизации.

То, вокруг чего сегодня кипят политические страсти, сформулировал недавно убитый в Киеве писатель и журналист Олесь Бузина, имея в виду именно цивилизационный уровень. Выступая в 2009 г. на Лихачёвских чтениях, проходящих ежегодно в соответствии с указом нашего Президента «Об увековечивании памяти Д. С. Лихачёва», он сказал: «Уникальность украинского вопроса заключается в том, что эта страна возникла на стыке трех цивилизаций: русской православной, западноевропейской католической и восточной мусульманской».

Поскольку Олесь был литератором, то он очень красиво развил свою мысль. «Когда сегодня, проезжая по Крыму, я вижу минареты в татарских селах, то 43 воспринимаю это как «дыхание» мусульманского юга. Когда во Львове захожу в греко-католический собор святого Юра, то воспринимаю его как зримый знак нависшей над Украиной «длани» Запада. В Киеве, проходя через ворота КиевоПечерской лавры, возвращаюсь на святую Русь» (1).

Как сегодня становится очевидным, кое-что в этом суждении О. Бузины уже неактуально. Однако дело не только в этом. Украину как славянский народ О. Бузина рассматривает в отрыве от российской цивилизации, а, следовательно, он размышляет все-таки на уровне политики. Украина для него — что-то внешнее, инородное по отношению к российской цивилизации. Этот вывод сделан в духе тех настроений, которые ныне среди украинской политической элиты распространены.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич., Россия как тип цивилизации: от Запада к Востоку. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: