Не будет преувеличением сказать, что современная международная обстановка характеризуется нарастанием в ней конфликтного потенциала, или, говоря словами С. В. Лаврова, идет «стабильное осложнение международных отношений» [1]. Не миновало это положение и Латинскую Америку, особенно в последние два года. Очевидно, что первопричина происходящего, по словам министра, это упорное нежелание некоторых стран принять реальность формирующегося многополярного мира и их стремление продолжать навязывать свою волю посредством силовых, экономических, пропагандистских рычагов.
Произошло изменение сложившейся в последние десятилетия парадигмы формирования миропорядка и основ международного общения. В политике это вылилось в угрозу концепции многосторонности — мультилатерализму в мировых делах. Налицо атака на принципы Устава ООН, прежде всего на принцип уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, использования силы или угрозы силой.
Нельзя не согласиться с ректором Дипломатической академии МИД России А. В. Яковенко, утверждающим, что «активно действовать в соответствии с требованиями времени, оперативно отвечать на его вызовы способна помочь лишь твердая и последовательная опора на оправдавшие себя легитимные международные механизмы, и прежде всего ООН с ее Уставом, ставшие продуктом коллективного творчества государств и обеспечивающие надежный инструментарий разрешения труднейших вопросов мирового развития» [2].
Наблюдаются тенденции подрыва институтов глобального управления, таких как ВТО, ЮНЕСКО, Парижское соглашение по климату, с прицелом на саму ООН. По сути проводится линия на «приватизацию» международных организаций: ставится вопрос о произвольном лишении полномочий делегаций суверенных стран, «регулировании» состава делегаций путем выдачи или невыдачи виз, невыплате задолженности в их бюджет, ширится стремление придать политические функции техническим секретариатам — от ОЗХО до ОАГ, расширить сферу ответственности НАТО, включив в нее, в частности, отдельные латиноамериканские страны.