По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Россия и Китай: принципы аудиторской деятельности

Н. Карзаева д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Москва, e-mail: audit@timacad.ru
В. Баутин д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Москва, e-mail: president@timacad.ru
Палидань Айли магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Москва, e-mail: audit@timacad.ru

На основе элементов концепции аудиторской деятельности проводится сравнительный анализ норм Закона КНР от 31 августа 1994 г. № 32 «Об аудите» и Закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Определено место аудита в модели функционирования хозяйствующих субъектов в России и Китае.

В новейшей истории России аудит как предпринимательская деятельность появляется и начинает развиваться в конце 80-х гг. ХХ века, что было обусловлено потребностями экономики страны, переходившей на рыночные отношения. Несмотря на многогранность содержания понятия аудита, который, как отмечают О. В. Голосов и Е. М. Гутцайт, «относится к трем различным понятиям: "наука", "предпринимательская деятельность", "конкретная аудиторская проверка"», именно как предпринимательская деятельность аудит занимает свое место и играет роль в экономике государств, включая экономику аграрного бизнеса. Вопросы развития предпринимательской аудиторской деятельности, обусловленные задачами бизнеса в России, рассматривались многими учеными (Шеремет А. Д., Запорожцева В. В., Фомина А. Н., Федорова Е. А., Воронин Б. А., Крапивин Н. П. и др.). Разграничение и консолидация деятельности аудиторов и бухгалтеров с целью предоставления менеджерам организаций АПК информации о деятельности хозяйствующих субъектов данной сферы явились предметом наших исследований и Л. И. Хоружий.

Однако оценка роли аудиторской деятельности в экономике страны через призму ее нормативного регулирования не предпринималась специалистами, что послужило стимулом для проведения предпринятого нами исследования.

Регламентация аудиторской деятельности на государственном уровне и, следовательно, определение ее роли и места в аграрной экономике страны осуществляются Законом об аудиторской деятельности. Анализ норм законов позволяет понять содержание аудиторской деятельности, взаимоотношения субъектов аудита, очертить границы и рамки их полномочий. В свою очередь, законодательные нормы строятся на концептуальных основах деятельности, позволяющих согласовать интересы ее участников.

Сравнительный анализ в соответствии с концептуальной логикой норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятого Государственной Думой 24 декабря 2008 г. (далее — Закон «Об аудиторской деятельности»), и Закона Китайской Народной Республики от 31 августа 1994 г. № 32 «Об аудите», принятого на 9-й сессии Постоянного комитета ВСНП 8-го созыва 31 августа 1994 г. (далее — Закон «Об аудите»), позволит определить роль аудита в экономике государства.

Для Цитирования:
Н. Карзаева, В. Баутин, Палидань Айли, Россия и Китай: принципы аудиторской деятельности. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: