По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2410-01

Романы А. А. Зиновьева как произведения нового жанра

Хмара Игорь Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, E-mail: hmig1@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8514-9941
Комовская Елена Витальевна ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (ВУНЦ ВМФ ВМА)», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, E-mail: komovskaya86@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0544-8934

В статье анализируются романы А.А. Зиновьева с позиции жанровой специфики и художественных приемов, которые наследует автор от предшествующей литературы. Близость к художественным традициям М.Е. Салтыкова-Щедрина и Дж. Свифта позволяет рассматривать тексты Зиновьева в контексте мировой художественной культуры, но особенности организации романного пространства и угол писательского зрения на социальную действительность говорят о том, что его романы не укладываются в привычные жанровые каноны и должны рассматриваться как романы социологические. Полученные результаты расширяют традиционное представление о жанре романа, описывают интересные авторские интенции мироустройства, позволяют выявить взаимосвязь художественного слова и социологических статистических данных, дают толчок к дальнейшему исследованию творчества неординарного писателя.

Литература:

1. Андреев Г. О сатире Зиновьева // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

2. Большаков В. Государство из одного человека // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

3. Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин // История русской литературы: в 4 т. — Т. 3. — Л.: Наука, 1982. — С. 633–665.

4. Вайль П., Генис А. Вселенная без мозжечка // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

5. Вайль П., Генис А. Заговор против чувств // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

6. Зиновьев А.А. Одиночество мысли // Независимая газета. — 2002. — № 232. — 29 октября. — С. 10.

7. Зиновьев А.А. Зияющие высоты. Роман. — М.: Эксмо, 2008. — 736 с. (Русская классика XX века).

8. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. — М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. — 488 с.

9. Кузьменко Ю. Мера истины. Эволюция героя и общественно-историческая практика. — М.: Советский писатель, 1971. — 344 с.

10. Лебедев Ю.Б. Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья / М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Современная идиллия. — М.: Современник, 1987. — 345 с.

11. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. — М.: Сов. писатель, 1988. — 267 с.

12. Свифт Д. Путешествие Лемюэля Гулливера. — М.: Правда, 2001. — 348 с.

13. Сухих О.С. Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в творчестве А.А. Зиновьева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2010. — № 1. — С. 279–289.

14. Фурсов А.И. Зиновьев и «принцип Льва Толстого» // Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

15. Феномен Зиновьева / Сост. А.А. Гусейнов, О.М. Зиновьева, К.М. Кантор. — М.: Современные тетради, 2002. — 400 с.

1. Andreev G. O satire Zinov’eva // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

2. Bol’shakov V. Gosudarstvo iz odnogo cheloveka. Fenomen Zinov’eva. / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

3. Bushmin A.S. M.E. Saltykov-Shhedrin // Istoriya russkoj literatury v 4 t. — T. 3. — Leningrad, 1982. — S. 633–665.

4. Vajl’ P., Genis A. Vselennaya bez mozzhechka // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

5. Vajl’ P., Genis A. Zagovor protiv chuvstv // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

6. Zinov’ev A.A. Odinochestvo mysli // Nezavisimaya gazeta. — 2002. — № 232. — 29 oktyabrya. — S. 10.

7. Zinov’ev A.A. Ziyayushhie vysoty. Roman. — Moscow: Eksmo, 2008. — 736 s. (Russkaya klassika XX veka).

8. Zinov’ev A.A. Global’nyj chelovejnik. — Moscow: Algoritm; Eksmo, 2006. — 488 s.

9. Kuz’menko Yu. Mera istiny. Evolyuciya geroya i obshhestvenno-istoricheskaya praktika. — Moscow, 1971. — 344 s.

10. Lebedev Yu.B. On propoveduet lyubov’ vrazhdebnym slovom otriczan’ya: vstup. st. / M.E. Saltykov-Shhedrin. Istoriya odnogo goroda. Sovremennaya idilliya. — Moscow: Sovremennik, 1987. — 345 s.

11. Nikolaev D.P. Smex Shhedrina: Ocherki satiricheskoj poetiki. — Moscow, 1988. — 267 s.

12. Svift D. Puteshestvie Lemyuelya Gullivera. — Moscow, 2001. — 348 s.

13. Sukhih O.S. Tradicii M.E. Saltykova-Shhedrina v tvorchestve A.A. Zinov’eva // Vestnik Nizhegorodstkogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. — 2010. — № 1. — S. 279–289.

14. Fursov A.I. Zinov’ev i “princip L’va Tolstogo” // Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

15. Fenomen Zinov’eva / sost. A.A. Gusejnov, O.M. Zinov’eva, K.M. Kantor. — Moscow: Sovremennye tetradi, 2002. — 400 s.

Статья поступила 01.08.2024.

Исследователи 1970–1980-х гг. утверждали, что у художественной культурологии, социологии, психологии, философии, литературы единый предмет исследования — человек, а значит, методы этих наук тотально применимы к художественным текстам. А так как роман, по мнению исследователей, самая гибкая и пластичная жанровая форма, отсюда в культурологии и смежных науках такое внимание к этому жанру и таково обилие его поджанров: роман социальный, философский, военный, бытовой, приключенческий, психологический, детективный, утопический, исторический и др. Как следствие, именно художественное пространство романного жанра может стать основой для объединения художественного и научного дискурсов. До XXI в. исследователи с осторожностью выделяли этологический роман или роман приключений идей, но при этом не выделяли социологический роман, так как подобные художественные произведения скорее напоминали документальные тексты, социологические и культурологические исследования, чем собственно романы. В этом контексте и творчество А.А. Зиновьева первоначально критиками воспринималось как пограничное: одни исследователи отказывались видеть в нем писателя, скорее социолога, политолога, другие, наоборот, считали, что он больше литератор. Однако, как бы то ни было, роман Зиновьева как гибкая в жанровом отношении форма позволил обобщить — на художественной основе — социологические исследования эпохи, требующие «подлинной диалектичности теоретического мышления, вкуса к социологии» [9, c. 318].

В результате в литературе 1980-х гг. появляются две концепции представления человека. Первая полагает, что «индивидуум вырастает в обществе, репродуцируя его структуру» [4, c. 143], то есть предстает перед читателем как Homo socialis; вторая представляет человека как «суверенное государство», которое не поддается изменениям. Эти два вектора представления о человеке определяют основной замысел художественного пространства многих романов 1970–1980-х гг., в результате писателя интересует либо «как живет человек», либо «для чего живет человек». Отсюда галерея «лишних людей», романы со сложными исканиями и диалектикой души или так называемые романы приключений идей. Последние сложно уложить в жанровые ожидания художественной литературы, они слишком документальны, слишком идеологически заострены, больше напоминают трактаты. Эту особенность своего творчества А.А. Зиновьев неоднократно подчеркивал. Так, в беседе с Анатолием Костюковым он обозначил, что «коллеги по науке» не раз указывали, что, занимаясь писательской деятельностью, он «тратит драгоценную жизнь на пустяки» [6, c. 10]. Однако спустя некоторое время эти же «коллеги по науке» изменили свое мнение на противоположное. В том же интервью Зиновьев указывал: «А теперь мне говорят: “Ты такой успешный писатель, а занимаешься какой-то там наукой — зачем тебе это надо”» [6, c. 11]. Ряд исследователей полагают, что романы-тексты Зиновьева — это «продолжение социологии другими средствами» [6, c. 10], где теоретические положения приобретают диагностический и провидческий характер, так как проецируют новый взгляд на современную действительность. Зиновьев прекрасно знал советскую жизнь, изучил ее до мелочей не только как социолог, но и как простой человек, по его собственному замечанию, он «достаточно ее прочувствовал, чтобы описать художественными средствами» [6, c. 11].

Для Цитирования:
Хмара Игорь Владимирович, Комовская Елена Витальевна, Романы А. А. Зиновьева как произведения нового жанра. Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: