По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2410-03

Роман А. Зиновьева «Гомо советикус»: к вопросу о модели наррации

Ишанова Асима Калимовна Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, 010008, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2, E-mail: ishanova87@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4206-1800
Пронин Александр Алексеевич Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, 010008, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2, E-mail: prozin1959@gmail.com, ORCID: 0000-000-8606-2867
Хмара Игорь Владимирович АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, E-mail: hmig1@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8514-9941

В работе анализируется нарративная структура романа А. Зиновьева «Гомо советикус» в аспекте формирования ритма повествования и «мира истории», презентуемой Я-героем. Выявление способов и приемов презентации событий, выстраивания событийных цепочек, формирующих основные сюжетные линии, позволяет оценить своеобразие и эффективность нарративной стратегии и тактик, используемых автором. Вопрос о формировании «ткани» и ритма повествования рассматривается в контексте актуальной проблемы модели наррации, характерной для авторов-эмигрантов, отражающих в своих произведениях собственный трудный экзистенциальный опыт, в частности, в сопоставлении с романом «Возвращение Будды» Г. Газданова. Полученные в ходе анализа текста результаты позволяют говорить о формирующей мир истории Я-героя романа «Гомо советикус» «кризисной» модели наррации.

Литература:

1. Газданов Г. Возвращение Будды. — М.: Эксмо, 2006. — 640 с.

2. Зиновьев А. Гомо советикус. Государственный жених. — М.: Канон+, РООИ, 2024. — 360 с.

3. Комовская Е.В. Композиционная особенность архитектоники романов А.А. Зиновьева // Интеллектология — Зиновьевские чтения. — URL: https://intellectology.livejournal.com/155080.html (дата обращения: 08.07.20124).

4. Кравцов А.Н. Отъезд в Австралию как погружение в нирвану: к 90-летию литературного дебюта Г. Газданова // Русское зарубежье. — 2016. — № 5.

5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H.A. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2015. — 160 с.

6. Пронин А.А., Зиновьева А.М. Мотив сочинительства в романе А. Зиновьева «Гомо советикус»: динамика развертывания и генерирующий эффект // Вопросы культурологии. — 2024. — № 7.

7. Проскурина Е.Н. «Кризисное» письмо в романе Г. Газданова «Возвращение Будды» // Сибирский филологический журнал. — 2009. — № 4.

8. Султанов К.К. Между злободневным и трансцендентным. Гайто Газданов: от автобиографизма к метанарративности // Вопросы литературы. — 2022. — № 2. — С. 13–39.

9. Herman D. Description, Narrative and Explanation: Text-type Categories and the Cognitive Foundations of Discourse Competens // Poetics Today. — 2008. — № 29 (3).

10. Herman D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative. University of Nebraska Press. — 2002.

1. Gazdanov G. Vozvrashchenie Buddy. — M.: Eksmo, 2006. — 640 s.

2. Zinov’ev A. Gomo sovetikus. Gosudarstvennyi zhenikh. — M.: Kanon+, ROOI, 2024. — 360 s.

3. Komovskaya E.V. Kompozitsionnaya osobennost’ arkhitektoniki romanov A.A. Zinov’eva // Intellektologiya — Zinov'evskie chteniya. — URL: https://intellectology.livejournal.com/155080.html. Data obrashcheniya: 08.07.20124.

4. Kravtsov A.N. Ot’’ezd v Avstraliyu kak pogruzhenie v nirvanu: k 90-letiyu literaturnogo debyuta G. Gazdanova // Russkoe zarubezh’e. — 2016. — № 5.

5. Liotar Zh.-F. Sostoyanie postmoderna / per. s fr. H.A. Shmatko. — SPb.: Aleteiya, 2015. — 160 s.

6. Pronin A.A., Zinov’eva A.M. Motiv sochinitel’stva v romane A. Zinov’eva “Gomo sovetikus”: dinamika razvertyvaniya i generiruyushchii effekt // Voprosy kul’turologii. — 2024. — № 7.

7. Proskurina E.N. “Krizisnoe” pis’mo v romane G. Gazdanova “Vozvrashchenie Buddy” // Sibirskii filologicheskii zhurnal. — 2009. — № 4.

8. Sultanov K.K. Mezhdu zlobodnevnym i transtsendentnym. Gaito Gazdanov: ot avtobiografizma k metanarrativnosti // Voprosy literatury. — 2022. — №2. — S. 13–39.

9. Herman D. Description, Narrative and Explanation: Text-type Categories and the Cognitive Foundations of Discourse Competens // Poetics Today. — 2008. — № 29(3).

10. Herman D. Story Logic: Problems and Possibilities of Narrative. University of Nebraska Press. — 2002.

Статья поступила 29.07.2024.

Представление о нарративе как об универсальном способе освоения и передачи опыта, свойственном человеку, сложилось в постклассической нарратологии XXI в., ориентированной на когнитивный подход к любым текстам и подтверждающей концепцию «нарративного знания» Ж.-Ф. Лиотара [1]. Таким образом, в постклассическом понимании нарратива на первый план выдвигаются не только и не столько эстетические, сколько общие для разных типов нарратива глубинные, прототипические характеристики, которые и делают его инструментом познания. Д. Герман определил их так: «(i) структурированный временной ход уникальных событий (в отличие от общих тенденций), который (ii) вводит разрушение или дисбаланс в порождаемую нарративом ментальную модель мира рассказчиков и интерпретаторов, <...> показывая, (iii) каково это — пережить подобное разрушение, то есть, передавая прочувствованное, субъективное понимание (the qualia) реальных или воображаемых сознаний, переживающих разрушительный опыт» [2, c. 24].

Отметим, что последняя характеристика, обозначенная с помощью древнегреческого понятия qualia («каково это, быть как...»), актуализирует для современного исследователя возможность анализа информации о чувствах и мыслях персонажа, о его субъективном опыте в мире истории, им презентуемом. «Мир истории» — термин, который, по мнению Д. Германа, в отличие от классического термина «повествовательный текст» (story), «лучше отражает экологию интерпретации нарратива»: читатели (слушатели, зрители) реконструируют не только порядок событий, но и их пространственно-временной контекст (окружающую среду), данный через определенную перспективу [3, c. 13–14]. То есть «мир истории» — это не столько текст, сколько модель дискурса.

В данном методологическом контексте особенно интересным и перспективным, на наш взгляд, представляется нарративный анализ текстов, во-первых, демонстрирующих явное отступление автора от общепринятых принципов и моделей повествования, во-вторых, отражающих сложный, порой по-настоящему горький экзистенциальный опыт автора. В русской литературе трагического ХХ в., главным образом зарубежной ее ветви, множество произведений такого рода, их герои образуют особый тип непоправимо травмированных личностей, «экзистенциальный опыт которых пропитан фатальной безнадежностью — утратой дома, безвозвратным изгнанничеством, отчаянием» [6, c. 13]. К числу подобных произведений относятся, безусловно, и некоторые сочинения Александра Александровича Зиновьева (1922–2006). Среди обширного литературного наследия этого оригинального автора написанный в эмиграции роман «Гомо советикус» (1982), составляющий вместе с «Зияющими высотами» (1976) и «Глобальным человейником» (1997) трилогию «социологических романов», выделяется, на наш взгляд, целым рядом интересных в художественном отношении решений, к числу которых относится и формирование нарративной структуры текста, необычного для русской литературы своего времени.

Для Цитирования:
Ишанова Асима Калимовна, Пронин Александр Алексеевич, Хмара Игорь Владимирович, Роман А. Зиновьева «Гомо советикус»: к вопросу о модели наррации. Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: