По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роли товарных категорий все еще актуальны?

Этот вопрос — краеугольный камень в категорийном менеджменте ритейлера, придающий катману некоторую самостоятельность от материнского маркетингового учения.

Гульфира Крок

Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской школы управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН

Как вы все знаете, роль категории — это предназначение товарной категории в ассортименте + финансовая эффективность (какой оборот и маржу она дает). Ну и должно быть определенное соотношение категорий с той или иной ролью — нужен баланс, чтобы матрица:

а) была финансово эффективной;

б) нужным образом «закрывала» потребности покупателей и соответствовала миссиям покупок.

Товарные категории оказывают влияние на:

— широту и глубину ассортимента;

— подходы к ценообразованию;

— методы стимулирования продаж;

— участие в маркетинговой активности;

— требования по зонированию категории в магазине.

В основном сети используют классификацию из четырех ролей категорий и редко — из пяти.

Роли товарных категорий. Классификация из четырех ролей

1. Необходимая категория — основная (доля в ассортименте 55–60%): высокие продажи в рублях, высокая частота покупок. Покрывает основные потребности целевой группы покупателей. Степень проникновения — высокая.

2. Категория, связанная с событием, — сезонная (доля в ассортименте 20–25%): высокая степень спонтанных покупок. Покрывает временные потребности целевой группы покупателей. Ярко выраженная сезонность частоты продаж и частоты покупок. Степень проникновения — средняя.

3. Лидирующая категория для сети — имиджевая/целевая (доля в ассортименте 5–7%): высокие продажи в рублях, высокая частота покупок. Отличает от конкурентов. Степень проникновения — высокая.

4. Дополняющая категория для сети — удобная (доля в ассортименте 15–20%): средние продажи в рублях, редкие покупки. Степень проникновения — средняя.

Для Цитирования:
Роли товарных категорий все еще актуальны?. Современная торговля. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: