По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.946

Роль виртуальной реальности в современном образовании

Гаврилова Ольга Викторовна доцент кафедры прикладной информатики, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: gavrilova.ov@gmail.com

В статье рассматривается термин «виртуальная реальность» как с технической, так и с философской точки зрения. Показано различие в этих подходах, где виртуальная реальность в первом случае рассматривается как дополнительные возможности воспроизводства реальности в виде симуляционных моделей, во втором — как автономный мир смыслов и значений, имеющих функцию наделения константной реальности дополнительными значениями, выраженными посредством знаков. Анализируются положительные и отрицательные стороны этого явления.

Литература:

1. «Виртуальная реальность» в современной теории познания // Познание и его возможности: Тезисы международной научно-методической конференции. Москва, 24–25 мая 2004 года. — М., 2004. — 252 с. — С. 142–144.

2. Гамаюнов В. Образы виртуального мира. — М.: Academia, 2018. — 192 c.

3. Зубковский П.А. Виртуальная реальность — современная ступень прогресса или угроза цивилизации? // Энергия. — 1998. — № 2. — С. 30–35.

4. Лепницкий Д. Виртуальная реальность и дополненная реальность. Определения. — URL: avblab.com/virtualnaja-realnost-i-dopolnennaja-realnosti/.

5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего = The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — 2-е изд. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с.

Существует следующее определение виртуальной реальности: созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения — зрение, слух, обоняние, осязание. Также существует понятие дополненной реальности. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, а дополненная реальность вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира реального [4].

Понятие искусственной реальности было впервые предложено в конце 1960-х Майроном Крюгером (Myron Krueger), пионером в области исследования виртуальной и дополненной реальности. Крюгер — американский компьютерный художник, разработчик ранних интерактивных художественных произведений. Он работал над различными интерактивными произведениями искусства в Висконсинском университете. В 1989 году американец Джарон Ланье (ученый, футуролог, писатель, музыкант) ввел более популярный ныне термин «виртуальная реальность».

Нельзя утверждать, что виртуальная реальность — это только компьютерные технологии и XXI век. Искусственно создаваемый мир вообще свойственен человеку. В искусственной реальности человек живет изначально, потому что человек не совсем дитя природы, и символами он окружает себя всегда. Мир сказок, мифов, летописей, романов, поэзии и культуры в целом — мир искусственный, созданный самим человеком, и в этом смысле, несомненно, виртуальный. Читая книгу, мы представляем героев повествования и его место действия, тем самым невольно синтезируется виртуальная реальность.

Существуют философское определение и философское осмысление виртуальной реальности. Философия отделяет идею виртуальной реальности от ее технического воплощения. Виртуальную реальность можно толковать как совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма которых не совпадают с этими процессами.

Цель современных технологий виртуальной реальности — воздействовать на органы чувств и восприятие человека, чтобы создать иллюзию действительности. Для этого применяются различные компьютерные технологии. Это специальные системы и вспомогательные гарнитуры, такие как шлемы, наушники, костюмы, джойстики.

Для Цитирования:
Гаврилова Ольга Викторовна, Роль виртуальной реальности в современном образовании. Ученый совет. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: