По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Роль таможенного обеспечения в реализации финансовой аренды

Абрамов Н. М. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций, Алтайский государственный университет, Е-mail: anma_12@mail.ru
Акимочкина Т. А. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций, Алтайский государственный университет, Е-mail: akimochkina@mail.ru

Сотрудничество хозяйствующих структур различных стран, сопровождаемое движением финансовых потоков и материальных ресурсов, приобретая форму лизинговых отношений, расширяет возможности финансирования основных производственных фондов не только в рамках отдельного предприятия, но и в масштабах страны. Развитие института международной финансовой аренды напрямую обусловлено состоянием таможенного законодательства, формирующего условия перемещения финансовых и материальных ресурсов через таможенную границу в процессе осуществления лизинговых операций. В статье проанализированы положения таможенного законодательства Евразийского экономического союза в части осуществления таможенных процедур при перемещении лизинговых товаров [процедуры временного ввоза (допуска) и выпуска товара для внутреннего потребления], обозначены особенности таможенно-тарифного регулирования и налогообложения этих товаров, проведена оценка возможностей и перспектив реализации международной финансовой аренды (лизинга) с участием таможенного законодательства.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. — М.: Проспект, 2018. — 512 с.

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181.

4. Постановление Правительства РФ от 13.03.2015 № 218 «Об утверждении Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176674.

5. Решение комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103003.

6. Гомон, И. В., Непарко, М. В., Решетова, Н. И. Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9–3. — С. 37–40.

7. Козырин, А. Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2016. — № 1. — С. 130–148.

8. Колпаков, А. Ф. Временный ввоз товаров на таможенную территорию: анализ правовых норм // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2018. — № 1 (82). — С. 5–14.

9. Корнилова, Е. В. Финансовое проектирование лизинговых сделок: монография / Под общ. ред. Л. Г. Паштовой. — М.: Русайнс, 2015. — 112 с.

10. Маркарьян, Ю. А., Шевченко, Е. И., Улида, В. В. Таможенные платежи как важнейший источник формирования бюджета Российской Федерации // Вектор экономики. — 2017. — № 12. — С. 59–65.

11. Рыльская, М. А., Кожанков, А. Ю., Боброва, О. Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Финансы: теория и практика. — 2018. — № 22 (4).

12. Слепова, Д. А., Чуйкова, Е. В. Таможенные платежи, исчисляемые таможенными представителями, как источник формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. — 2016. — № 11. — С. 192–196.

13. Ячменева, А. С., Василенко, М. Е. Особенности применения международного финансового лизинга в России // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2018. — № 2. — С. 227–235.

1. The Tax Code of the Russian Federation. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671.

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union. Moscow: Prospect, 2018, 512 p.

3. Federal Law No. 311-FZ of 27.11.2010 "On Customs Regulation in Of the Russian Federation" (as amended on 03.08.2018). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107181.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 218 of 13.03.2015 "On Approval of the Regulations on the Terms of the Goods Being under a Special Customs Procedure, Cases of Occurrence and Termination of the Obligation to Pay Customs Duties and Taxes, as Well as the Due Date for Their Payment when Applying a Special Customs Procedure, the Procedure for Completing, Suspending and Resuming the Special Customs Procedure, Restrictions on Use and (or) the disposal of goods placed under a special customs procedure". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_176674.

5. Decision of the Customs Union Commission No. 331 of 06.18.2010 "On approval of the List of goods temporarily imported with full conditional exemption from Customs Duties and taxes, as well as on the conditions of such exemption, including its deadlines". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_103003.

6. Gomon, I. V., Neparko, M. V., Reshetova, N. I. Customs payments as a basis for the formation of the federal budget. Economics and entrepreneurship. 2017, No. 9-3, pp. 37–40.

7. Kozyrin, A. N. Temporary importation in the customs legislation of the EAEU: customs procedure and its tax consequences. Right. Journal of the Higher School of Economics. 2016, No. 1, pp. 130–148.

8. Kolpakov, A. F. Temporary import of goods into the customs territory: analysis of legal norms. Customs policy of Russia in the Far East. 2018, No. 1 (82), Pp. 5–14.

9. Kornilova, E. V. Financial design of leasing transactions: monograph. Under the general editorship of L. G. Pashtova. Moscow: Rusains, 2015, 112 p.

10. Markarian, Yu. A., Shevchenko, E. I., Ulida, V. V. Customs payments as the most important source of budget formation of the Russian Federation. Vector of Economics. 2017, No. 12, pp. 59–65.

11. Rylskaya, M. A., Kozhenkov, A. Yu., Bobrova, O. G. Customs payments: trends in the development of customs administration in Russia in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union. Finance: theory and practice. 2018, No. 22 (4).

12. Slepova, D. A., Chuikova, E. V. Customs payments calculated by customs representatives as a source of revenue generation of the federal budget of the Russian Federation. Economics and management: new challenges and prospects. 2016, No. 11, pp. 192–196.

13. Yachmeneva, A. S., Vasilenko, M. E. Features of the application of international fi nancial leasing in Of Russia. The territory of new opportunities. Bulletin of the VGUES. 2018, No. 2, pp. 227–235.

Российская экономика, являющаяся частью мирового экономического пространства, участвующая в процессах международного разделения труда и обеспечивающая взаимосвязь между хозяйствующими субъектами в различных отраслях и видах человеческой деятельности, оказывает благотворное влияние на развитие экономики других стран.

Несмотря на свое позитивное влияние, Россия сегодня испытывает явный дефицит финансовых ресурсов в производственно-хозяйственном секторе экономики. Как никогда, остро стоит проблема поиска надежных источников кредитования и финансирования, обновления основных фондов, а также создания действенных механизмов функционирования современных инвестиционных институтов.

Проблема обновления основных фондов наряду с нехваткой финансовых ресурсов может быть решена за счет реализации механизмов и разрешающих возможностей таможенного регулирования в России и в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕЭС), а также посредством использования механизма международной финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕЭС) реализованные иностранными инвесторами товары (услуги) по договорам финансовой аренды отдельных видов оборудования классифицируются как прямые иностранные инвестиции. Иностранные компании оказывают услуги финансовой аренды, представляя их как способ финансирования реализации собственного имущества (товаров), в связи с чем перемещение предмета лизинга через границу становится неотъемлемой частью лизинговой сделки. При этом размер налоговых и таможенных платежей, подлежащих уплате, определяется прежде всего выбором подходящей таможенной процедуры, под которую может быть помещен предмет международной финансовой аренды (лизинга).

Правовые и экономические аспекты таможенного регулирования и международной финансовой аренды не остаются без внимания современных исследователей. Финансовая сторона международного лизинга рассматривается в работах Е. В. Корниловой [9], И. В. Гомон, М. В. Непарко, Н. И. Решетовой [6]: авторами уделяется внимание проектированию лизинговых сделок, их целесообразности с точки зрения перспектив, возможностей и потенциальных экономических выгод. Анализ правовых вопросов применения таможенных процедур в отношении лизинговых товаров проводится в исследованиях А. Н. Козырина [7], А. Ф. Колпакова [8], А. С. Ячменева и М. Е Василенко [13]. Внимание на таможенные и налоговые платежи, их состав, величину и роль в формировании федерального бюджета обращено авторами Ю. А. Макарьяном, Е. И. Шевченко, В. В. Улида [10], М. А. Рыльской, А. Ю. Кожанковой, О. Г. Бобровой [11], Д. А. Слеповой и Е. В. Чуйковой [12].

Для Цитирования:
Абрамов Н. М., Акимочкина Т. А., Роль таможенного обеспечения в реализации финансовой аренды. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: