Российская экономика, являющаяся частью мирового экономического пространства, участвующая в процессах международного разделения труда и обеспечивающая взаимосвязь между хозяйствующими субъектами в различных отраслях и видах человеческой деятельности, оказывает благотворное влияние на развитие экономики других стран.
Несмотря на свое позитивное влияние, Россия сегодня испытывает явный дефицит финансовых ресурсов в производственно-хозяйственном секторе экономики. Как никогда, остро стоит проблема поиска надежных источников кредитования и финансирования, обновления основных фондов, а также создания действенных механизмов функционирования современных инвестиционных институтов.
Проблема обновления основных фондов наряду с нехваткой финансовых ресурсов может быть решена за счет реализации механизмов и разрешающих возможностей таможенного регулирования в России и в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕЭС), а также посредством использования механизма международной финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕЭС) реализованные иностранными инвесторами товары (услуги) по договорам финансовой аренды отдельных видов оборудования классифицируются как прямые иностранные инвестиции. Иностранные компании оказывают услуги финансовой аренды, представляя их как способ финансирования реализации собственного имущества (товаров), в связи с чем перемещение предмета лизинга через границу становится неотъемлемой частью лизинговой сделки. При этом размер налоговых и таможенных платежей, подлежащих уплате, определяется прежде всего выбором подходящей таможенной процедуры, под которую может быть помещен предмет международной финансовой аренды (лизинга).
Правовые и экономические аспекты таможенного регулирования и международной финансовой аренды не остаются без внимания современных исследователей. Финансовая сторона международного лизинга рассматривается в работах Е. В. Корниловой [9], И. В. Гомон, М. В. Непарко, Н. И. Решетовой [6]: авторами уделяется внимание проектированию лизинговых сделок, их целесообразности с точки зрения перспектив, возможностей и потенциальных экономических выгод. Анализ правовых вопросов применения таможенных процедур в отношении лизинговых товаров проводится в исследованиях А. Н. Козырина [7], А. Ф. Колпакова [8], А. С. Ячменева и М. Е Василенко [13]. Внимание на таможенные и налоговые платежи, их состав, величину и роль в формировании федерального бюджета обращено авторами Ю. А. Макарьяном, Е. И. Шевченко, В. В. Улида [10], М. А. Рыльской, А. Ю. Кожанковой, О. Г. Бобровой [11], Д. А. Слеповой и Е. В. Чуйковой [12].