По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637 DOI:10.33920/med-17-2106-05

Роль субъектов первичного финансового мониторинга в системе государственного контроля за выявлением рисков расходования бюджетных денежных средств

С.Е. Волков соискатель ученой степени канд. экон. наук базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления г. Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: volkstan@mail.ru

В статье определено понятие «бюджетный риск», рассматривается наиболее уязвимая составляющая бюджетного риска — этап исполнения бюджета по расходам, финансовый мониторинг рассматривается в качестве одного из способов финансового контроля, определены функции Росфинмониторинга в системе государственных органов, контролирующих финансово-бюджетную сферу, а также роль субъектов первичного финансового мониторинга по предупреждению и пресечению рисков, связанных с расходованием бюджетных денежных средств.

Литература:

1. Боровикова Е.В. Развитие налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 / Боровикова Елена Владимировна; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 2009. — 38 с. — Текст электронный. — URL: https://dlib.rsl.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». — Текст электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834 (дата обращения: 15.03.2021).

3. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131097 (дата обращения: 10.03.2021).

4. Приказ Министерства финансов РФ от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита “Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита”». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_338586/ (дата обращения: 10.03.2021).

5. Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Казначейством России 19.12.2017). — Текст электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287405/ (дата обращения: 10.03.2021).

6. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля / М.М. Прошунин — Текст (визуальный): непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 330. — С. 105–108. — URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-105.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

7. Тилькова Д.Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля / Д.Н. Тилькова. — Текст (визуальный): непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 561–567. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37024/ (дата обращения: 11.03.2021).

8. Яковлев А.Б. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как вид финансового контроля / А.Б. Яковлев. — Текст (визуальный): непосредственный // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 5. — С. 86–92. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-legalizatsii-otmyvaniyu-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem-i-finansirovaniyu-terrorizma-kak-vid-finansovogo/viewer (дата обращения: 15.03.2021).

9. Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с. — ISBN 5-7975-0559-2 (в пер.). — Текст (визуальный): непосредственный.

1. Borovikova E.V. Development of tax and budget planning in the subjects of the Russian Federation: abstract of the dis. Doctor of Economic Sciences: 08.00.10 / Borovikova Elena Vladimirovna; Russian Academy of State Service under the President of the Russian Federation. — Moscow, 2009. — 38 p. — Electronic text // URL: https://dlib.rsl.ru/ (accessed 10.03.2021).

2. Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 “On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism” — Text: electronic // Consultant Plus: reference legal system. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_32834 (accessed 15.03.2021).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 808 of June 13, 2012 “Questions of the Federal Service for Financial Monitoring” — Text: electronic // Consultant Plus: reference and legal system. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131097 (accessed 10.03.2021).

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 21.11.2019 No. 196n “On approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit “Definitions, Principles and tasks of Internal Financial audit” — Text: electronic // Consultant Plus: reference and legal system. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338586/ (accessed 10.03.2021).

5. Classifier of violations (risks) identified by the Federal Treasury in the course of control in the financial and budgetary sphere (approved by the Treasury of Russia on 19.12.2017) — Text: electronic // Consultant Plus: reference and legal system. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287405/ (accessed 10.03.2021).

6. Proshunin M.M. Financial monitoring as a type of financial control / M.M. Proshunin-Text (visual): direct // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2010. — No. 330. — pp. 105–108. — URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-105.pdf (accessed 10.03.2021).

7. Tilkova D.N. Financial monitoring as a form of state financial control / D.N. Telkova. — Text (visual): direct // Young scientist. — 2016. — № 28 (132). — Pр. 561–567. URL: https://moluch.ru/archive/132/37024/ (accessed: 11.03.2021).

8. Yakovlev A.B. Countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism as a type of financial control / Yakovlev A.B. Text (visual): direct // Actual problems of Russian law. — 2019. — No. 5. — P. 86–92. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-legalizatsii-otmyvaniyu-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem-i-finansirovaniyu-terrorizma-kak-vid-finansovogo/viewer (accessed 15.03.2021).

9. Financial law: textbook / Ed. by N.I. Khimichev. — F59 3rd ed., reprint. and add. — Moscow: Yurist, 2004. — 749 p. ISBN 5-7975-0559-2 (in trans.). — Text (visual): direct.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации направлен на обеспечение единой финансовой политики в целях защиты ее финансовых интересов. Вопросы выявления и минимизации бюджетных рисков в системе государственного финансового контроля стоят на повестке дня достаточно остро. Бюджетные денежные средства наиболее уязвимы с точки зрения наличия различных посягательств на них и возникающих сложностей контроля за процессом их расходования на всех этапах. Проблематика расходования бюджетных денежных средств традиционно рассматривалась как один из значимых вопросов в области осуществления бюджетной политики, однако в связи с выделением государством денежных средств в значительных размерах в условиях пандемии, распространения коронавирусной инфекции тематика, посвященная риску вывода бюджетных денежных средств в теневой оборот, приобрела особую актуальность.

Цель исследования: определение роли и места субъектов первичного финансового мониторинга в выявлении рисков, связанных с расходованием бюджетных денежных средств.

Изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации, документы органов государственной власти и Центрального банка Российской Федерации, а также научные труды экономистов.

Определяя понятие «бюджетный риск», стоит дифференцировать его в узком и широком значениях. В узком представлении он включает в себя потенциально возможные отклонения бюджетного показателя от его запланированного значения под воздействием рискообразующих факторов. Бюджетный риск в широком представлении заключается в вероятности невыполнения мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики в связи с нарушением в движении бюджетных ресурсов и их пропорциях [1, с. 24]. Недавно появилось и легальное определение понятия «бюджетный риск». Под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств [4]. На мой взгляд, понятие «бюджетный риск» неразрывно связано с возможной угрозой возникновения неблагоприятных последствий при выделении, распределении и использовании денежных средств бюджетов различного уровня Российской Федерации. Наибольший интерес для исследования представляют риски, возникающие на этапе исполнения бюджетов, в частности по расходам.

Для Цитирования:
С.Е. Волков, Роль субъектов первичного финансового мониторинга в системе государственного контроля за выявлением рисков расходования бюджетных денежных средств. Бухучет в здравоохранении. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: