Функционал страховых представителей в системе обязательного медицинского страхования. В сентябре 2015 года на форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!» президент В. В. Путин поручил осуществить переход на страховые принципы в российской системе здравоохранения. Одним из обязательных условий этого перехода является усиление роли и ответственности страховых медицинских организаций в сфере ОМС.
Институт страховых представителей поэтапно вводится с 2016 года в рамках исполнения поручений Президента РФ о создании пациентоориентированной модели здравоохранения. Его появление стало возможным благодаря объединению сил Минздрава России, ФФОМС, крупных страховых медицинских организаций и Межрегионального союза медицинских страховщиков [1].
Страховые представители — это сотрудники страховых медицинских организаций, прошедшие специальное обучение, в обязанности которых входят функции по сопровождению пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи, курирование хода лечения и оказание при необходимости правовой поддержки. В перечень обязанностей страхового представителя входят консультирование и помощь в выборе врача, контроль качества медицинской помощи, оказанной в рамках системы ОМС. Страховой представитель на основании письменного заявления застрахованного решает вопрос о возврате средств, если с застрахованного противозаконно взыскали деньги в медучреждении. Также специалисты напоминают о прохождении профилактических мероприятий и диспансеризации. Другими словами, страховые представители — это универсальные помощники для тех, кто получает медицинскую помощь по полису ОМС [1].
Система страховых представителей включает в себя три уровня. К первому уровню отнесены специалисты контакт-центра страховых медицинских организаций, предоставляющие гражданам необходимые консультации по всем вопросам. В их обязанности входит осуществление приема звонков от населения, консультация о наличии права выбора страховой компании, медицинской организации, порядках получения различных видов медицинской помощи и ответы на другие вопросы.