По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.92+519.87 DOI:10.33920/vne-04-2512-04

Роль социальных медиа в становлении духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях цифровизации экономики

Надежда Владимировна Присяжная кандидат социологических наук, заместитель директора по научной работе Института социальных наук, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ» (Россия, 123001, г. Москва, Большой Патриарший переулок, д. 3, стр. 1), доцент кафедры маркетинга факультета «Высшая школа управления», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), E-mail: prisyazhnaya_n_v@staff.sechenov.ru, ORCID: 0000-0002-5251-130X
Надежда Юрьевна Вяткина старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ» (Россия, 123001, г. Москва, Большой Патриарший переулок, д. 3, стр. 1), преподаватель кафедры маркетинга факультета Высшей школы управления, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), E-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru, ORCID: 0000-0003-3647-0066

В условиях глобализации и цифровизации мировой экономики процессы трансформации духовно-нравственных ценностей молодежи приобретают особую значимость для устойчивого развития общества. Динамичные процессы цифровизации во многом обусловливают формирование не только нравственных ориентиров и поведенческих практик молодого поколения, но и мировоззренческую повестку молодежи в целом. При этом контент, представленный в современных социальных медиа, становится ведущим каналом влияния на установки молодой аудитории в отношении духовно-нравственных ценностей. В связи с этим целью исследования стало выявление факторов, определяющих особенности восприятия молодежью духовно-нравственного контента в социальных сетях. Методология исследования включала метод нейроэксперимента, в ходе исследования также применялись методы нейровизуализации и анкетного опроса. Исследование проводилось на выборке молодежи Москвы (18–35 лет) с использованием современного оборудования Tobii Pro Lab. Основные результаты исследования позволили описать трехэтапный механизм восприятия духовно-нравственного контента: первичное эмоциональное восприятие лиц и символики, последующее рациональное изучение центральных элементов и осмысление содержания изображения. Выявлено, что ключевыми факторами восприятия выступают человеческая фигура и эмоциональное состояние персонажей, при этом дополнительная символика является более сильным триггером повторного внимания. Выводы исследования демонстрируют высокую восприимчивость молодежи к духовно-нравственному контенту в контексте глобальных экономических трансформаций при условии адаптации формата подачи к особенностям цифрового восприятия, при этом социальные сети определены как наиболее эффективный канал трансляции данного типа контента с учетом специфики целевой аудитории. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности программ продвижения духовно-нравственных ценностей в цифровой среде.

Литература:

1. Рожков, И. В. Разработка подхода к оценке восприятия молодежью духовно-нравственного и патриотического контента в социальных сетях в условиях импортозамещения // Практический маркетинг. — 2025. — № 8 (338). — С. 41–46. doi.org/10.24412/2071-3762-2025-8338-41-46

2. Погодина, Т. В. Реализация социальных стратегий в сфере формирования потребительской культуры и патриотического воспитания населения // Экономика строительства. — 2025. — № 5. — С. 134–138

3. Карпова, С. В., Кузнецова, В. А. Систематизация и обобщение особенностей поведения молодежи в социальных сетях // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2025. — № 2. — С. 67–71. doi.org/10.56584/1560-8816-2025-2-67-71

4. Гостев, А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски-угрозы и вызовы // Социальная и экономическая психология. — 2020. — Т. 5. — № 4. — С. 35–66

5. Карпова, С. В., Рожков, И. В., Присяжная, Н. В., Вяткина, Н. Ю. Исследование эмоциональных, физических, экономических и социальных факторов мотивации населения, влияющих на повышение качества жизни в современных условиях // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2025. — № 8. — С. 1126–1136

6. Бочарова, Е. Е. Этико-психологические факторы социальной активности современной молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.: Акмеология образования. Психология развития. — 2021. — № 1 (37). — С. 45–52

7. Нестик, Т. А., Журавлев, А. Л. Психология глобальных рисков. — М.: Ин-т психологии РАН. — 2018. — 402 с.

8. Шабанова, М. А. Этичное потребление как сфера гражданского общества в России: факторы и потенциал развития рыночных практик // Экономическая социология. — 2023. — Т. 24. — № 1. — С. 13–53

9. Бессонов, Е. Г., Раков, А. М. Роль духовного опыта в становлении методологической культуры молодежи // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2010. — Т. 2. — № 2. — С. 75–82

10. Ляшенко, О. В. Современные аспекты духовной культуры человека // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. — 2019. — № 2. — С. 168–172

11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 14.10.2025)

12. Рубцова, Н. В., Бобина, М. А. Реклама в социальных сетях: исследование воздействия на потребителя в аспекте семиотической парадигмы // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — №1 (34). — С. 318–321

13. ВЦИОМ: Россияне тратят на соцсети до пяти часов в день // RG.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/08/10/vciom-polzovateli-socsetej-tratiat-na-nih-do-piati-chasov-v-den.html (дата обращения: 02.03.2025)

1. Rozhkov, I. V. (2025). Razrabotka podkhoda k otsenke vospriiatiia molodezh’iu dukhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo kontenta v sotsial’nykh setiakh v usloviiakh importozameshcheniia [Developing an approach to assessing youth perception of spiritual, moral, and patriotic content on social networks in the context of import substitution]. Prakticheskii marketing [Practical Marketing]. No. 8 (338), pp. 41–46. doi.org/10.24412/2071-3762-2025-8338-41-46. (In Russian)

2. Pogodina, T. V. (2025). Realizatsiia sotsial’nykh strategii v sfere formirovaniia potrebitel’skoi kul’tury i patrioticheskogo vospitaniia naseleniia [Implementation of social strategies in the field of developing consumer culture and patriotic education of the population]. Ekonomika stroitel’stva [Economics of Construction]. No. 5, pp. 134–138. (In Russian)

3. Karpova, S. V., Kuznetsova, V. A. (2025). Sistematizatsiia i obobshchenie osobennostei povedeniia molodezhi v sotsial’nykh setiakh [Systematization and generalization of the characteristics of youth behavior on social networks]. RISK: Resursy, Informatsiia, Snabzhenie, Konkurentsiia [RISC: Resources, Information, Supply, Competition]. No. 2, pp. 67–71. doi.org/10.56584/1560-8816-2025-2-67-71. (In Russian)

4. Gostev, A. A. (2020). Psikhologicheskie i dukhovno-nravstvennye problemy sovremennogo cheloveka: riski-ugrozy i vyzovy [Psychological and spiritual-moral problems of modern man: risks, threats and challenges]. Sotsial’naia i ekonomicheskaia psikhologiia [Social and economic psychology]. Vol. 5, no. 4, pp. 35–66. (In Russian)

5. Karpova, S. V., Rozhkov, I. V., Prisyazhnaya, N. V., Vyatkina, N. Yu. (2025). Issledovanie emotsional’nykh, fizicheskikh, ekonomicheskikh i sotsial’nykh faktorov motivatsii naseleniia, vliiaiushchikh na povyshenie kachestva zhizni v sovremennykh usloviiakh [A study of the emotional, physical, economic and social factors motivating the population, influencing the improvement of the quality of life in modern conditions]. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neirokhirurgii [Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery]. No. 8, pp. 1126–1136. (In Russian)

6. Bocharova, E. E. (2021). Etiko-psikhologicheskie faktory sotsial’noi aktivnosti sovremennoi molodezhi [Ethical and psychological factors of social activity of modern youth]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser.: Akmeologiia obrazovaniia. Psikhologiia razvitiia [News of Saratov University. New series: Acmeology of education. Developmental psychology]. No. 1 (37), pp. 45–52. (In Russian)

7. Nestik, T. A., Zhuravlev, A. L. (2018). Psychology of global risks. — Moscow: Institute of Psychology of the RAS, 402 p. (In Russian)

8. Shabanova, M. A. (2023). Etichnoe potreblenie kak sfera grazhdanskogo obshchestva v Rossii: faktory i potentsial razvitiia rynochnykh praktik [Ethical consumption as a sphere of civil society in Russia: factors and potential for the development of market practices]. Ekonomicheskaia sotsiologiia [Economic sociology]. Vol. 24, no. 1, pp. 13–53. (In Russian)

9. Bessonov, E. G., Rakov, A. M. (2010). Rol’ dukhovnogo opyta v stanovlenii metodologicheskoi kul’tury molodezhi [The role of spiritual experience in the development of youth’s methodological culture]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin]. Vol. 2, no. 2, pp. 75–82. (In Russian)

10. Liashenko, O. V. (2019). Sovremennye aspekty dukhovnoi kul’tury cheloveka [Modern aspects of human spiritual culture]. Meditsina. Sotsiologiia. Filosofiia. Prikladnye issledovaniia [Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research]. No. 2, pp. 168–172. (In Russian)

11. President of Russia (2022). Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022, No. 809 On Approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values. — Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (accessed: 14.10.2025). (In Russian)

12. Rubtsova, N. V., Bobina, M. A. (2021). Reklama v sotsial’nykh setiakh: issledovanie vozdeistviia na potrebitelia v aspekte semioticheskoi paradigmy [Social Media Advertising: A Study of Consumer Impact in the Semiotic Paradigm]. ANI: pedagogika i psikhologiia [ANI: Pedagogy and Psychology]. No. 1 (34), pp. 318–321. (In Russian)

13. RG.Ru (2023). VTsIOM: Russians spend up to five hours a day on social media. — Available at: https://rg.ru/2023/08/10/vciom-polzovateli-socsetej-tratiat-na-nih-do-piati-chasov-v-den.html (accessed: 02.03.2025). (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 09.11.2025

Дата принятия рукописи в печать: 02.12.2025

Медиакоммуникационные практики современной российской молодежи в контексте общей медиакультуры представляют собой значимый инструмент укрепления духовно-нравственных основ общества, функционирующего в условиях масштабных геополитических трансформаций [1, 2]. Современный этап развития медиапространства обусловливает необходимость учета особенностей информационной социализации молодежи и механизма формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения, в том числе в рамках динамично расширяющихся практик медиакоммуникации [3]. Медиакультура, выступая одним из ключевых инструментов воздействия на социокультурную среду, требует особого внимания к вопросам ее воспроизводства и трансформации, и в этом контексте особую значимость приобретает деятельность целевых групп, заинтересованных в распространении позитивного контента, способствующего формированию устойчивой гражданской позиции прежде всего, подрастающего поколения [4].

В рамках научного дискурса особое внимание уделяется исследованию эффективности различных форматов визуального контента в контексте их влияния на ценностные ориентиры современной аудитории [5]. В условиях геополитической нестабильности, трансформации социально-экономической ситуации, переструктурирования морально-этических ориентиров современной социальной системы важным становится понимание социально-психологических оснований формирования духовно-нравственных ценностей и связанных с ними конкретных поведенческих практик [4].

В этом контексте медиакоммуникации становятся не только инструментом распространения информации, но и средством укрепления нравственных устоев. Нравственная система как совокупность индивидуальных представлений о социальных нормах и ценностях выступает фундаментальным основанием самоидентификации личности и обеспечения социокультурной безопасности [6]. При этом, по мнению ряда авторов, ценность морали, нравственного самоопределения личности и социальных групп является одним из критериев не только личной, но и государственной безопасности российского общества [7, 8], что определяет научную, теоретическую и практическую значимость изучения представленной проблематики.

Для Цитирования:
Надежда Владимировна Присяжная, Надежда Юрьевна Вяткина, Роль социальных медиа в становлении духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях цифровизации экономики. Международная экономика. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: