Степень успешности предприятия зависит от внутренней среды предприятия. Как видно на рис. 1, основу предприятия составляют люди (персонал предприятия). От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Поэтому очень важно, чтобы сотрудники были довольны своим местом работы, а также чтобы предприятие защищало интересы своих рабочих [8].
Социальная политика — одно из важнейших направлений деятельности предприятия, призванное обеспечивать эффективное взаимодействие предприятия, общества и государства, создание системы социальных гарантий внутри предприятия, его участие в реализации социальных программ и мероприятий, формирование норм корпоративной культуры [2]. На рис. 2 изображены трактовки различных авторов о социальной политике предприятия.
Социальная политика предприятий направлена на удовлетворение нужд и защиту прав и потребностей сотрудников предприятий. Благодаря социальной политике рабочие стремятся строить карьеру, быть полезными для организации. Основные направления социальной политики изображены на рис. 3.
Социальную политику организации можно рассматривать в различных аспектах [7]:
• нормативный документ, который помогает предоставлять льготы, компенсации, а также другие методы стимулирования;
• инструмент, который позволяет увеличить производительность труда.
Основными функциями социальной политики являются [1]:
• активная;
• защитная;
• конструктивная.
Объектами социальной политики выступают [1]:
• экономически активное население;
• наиболее нуждающиеся экономически незащищенные слои населения;
• все слои населения.
Целью социальной политики предприятия является результат, на который направлена и ориентирована организация. Таким образом, в центре социальной политики находится сотрудник. Работник является целью и ценностью при создании и осуществлении социальной политики предприятия [5].
Согласно коллективному договору ПАО «ММК» профсоюзный комитет [4]: