По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Роль социального маркетинга в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения

Чертухина Ольга Борисовна доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой общественного здоровья и здравоохранения Института профессионального образования Самарского государственного медицинского университета.

Социальный маркетинг, направленный на продвижение идей, соответствует коммерческому маркетингу, обеспечивающему продвижение продукции на коммерческом рынке. Как и коммерческий маркетинг, социальный маркетинг направлен на потребителя, которым является пациент. Стратегии, основывающиеся на концепции социального маркетинга, были применены в муниципальном здравоохранении г. Самары и продемонстрировали высокую эффективность в формировании здорового образа жизни городского населения.

Литература:

1. Данилов А.В., Егорова Л.А., Рябчикова Т.В. Некоторые аспекты эффективности школы больных хронической сердечной недостаточностью // Сборник статей VI Межрегионального кардиологического форума «Доказательная медицина в кардиологии». — Нижний Новгород, 2002. — С. 94–95.

2. Евдаков В.А. О профилактике неинфекционных заболеваний в деятельности врача общей практики // Сборник тезисов и статей Первого Всероссийского съезда врачей общей практики. — Самара, 2000. — С. 133–135.

3. Кучеренко В.З., Алексеева В.М., Драбкина М.В. Опыт преподавания основ медицинского маркетинга руководителям органов и учреждений здравоохранения // Экономика здравоохранения. — 2003. — № 2. — С. 22–24.

4. Стародубов В.И., Соболева Н.П. Стратегия профилактики заболеваний в условиях реформирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. — 2002. — № 1. — С. 5–9.

5. Терапевтическое обучение больных. Отчет рабочей группы ВОЗ. — М., 2001.

6. Kotler Ph., Sidney J.L. Broadening the concept of marketing // Journal of Marketing. — 1969. — № 33. — Р. 10–15.

7. Kotler Ph., Zaltman G. Social marketing: An approach to planned social change // Journal of Marketing. — 1971. — № 35. — Р. 3–12.

8. Lean M. Clinical Handbook of Weight Management. — Martin Dunitz, 1998.

9. Shaw K.M. Macrovascular disease in diabetes mellitus // Diabetes Complications / Ed. by K.M. Show. — Wiley, 1996. — Р. 179–207.

Состояние здоровья напрямую связано не столько с состоянием общественного здравоохранения и его развитием, сколько с образом жизни людей, экологией, медико-демографической ситуацией, прогрессом медицинской науки.

Требуемый обществом уровень здоровья населения, который можно определить как заданный, оценивается множеством критериев, как разработанных наукой (например, показатели смертности, заболеваемости, физического развития и т.д.), так и существующих на уровне обыденного сознания (самочувствие пациента после получения медицинской помощи, самооценка здоровья и т.п.).

По заключению экспертов ВОЗ, указанные критерии отражают не только деятельность системы здравоохранения, но и влияние ряда других факторов, оказывающих воздействие на состояние здоровья населения. Одним из них является поведение человека. Индивидуальное, или личностное, поведение влияет на результат деятельности каждого из звеньев системы здравоохранения и может либо улучшить, либо ухудшить его.

В дореформенный период влияние на поведение населения медицинских работников сводилось практически к одной модели — так называемой санитарно-просветительской работе. Принципы организации санитарного просвещения соответствовали культуре общества в целом. Основная часть этой работы сводилась к привитию гигиенических навыков и пропаганде здорового образа жизни. Указанные задачи, вполне актуальные и в настоящее время, вступали в противоречие с действительностью, в которой больной человек получал больше общественных благ, нежели здоровый. Кроме того, в ходе санитарно-просветительской работы население убеждали (и успешно) в том, что ответственность за индивидуальное здоровье каждого несет государство и, следовательно, система здравоохранения.

Таким образом, модель поведения населения, сформировавшаяся к началу реформ, характеризовалась, с одной стороны, формальным отношением к той информации, которая поступала в ходе санитарно-просветительской работы и проведения мероприятий по профилактике заболеваний, с другой стороны — безответственным отношением к собственному здоровью и неспособностью предпринимать усилия по сохранению или восстановлению утраченного здоровья наряду с нежеланием это делать. Такая модель поведения побуждала людей полностью полагаться на систему здравоохранения как в части снижения рисков для здоровья, так и в части финансовых рисков его восстановления.

Для Цитирования:
Чертухина Ольга Борисовна, Роль социального маркетинга в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения. ГЛАВВРАЧ. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: