Воздействие многих глобальных политических и экономических изменений привело к смещению вектора международных связей России в сфере образования на необходимость привлечения в отечественные вузы абитуриентов из зарубежья. Как следствие, учебная миграция в Россию в рамках государственной политики выступает перспективным направлением, а сфера образования — одним из ведущих источников доходов для российской экономики в будущем. Это подтверждается включением в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отдельной статьи, посвященной организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных учреждениях [8].
Согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2014/2015 академическом году в отечественных вузах обучалось более 183 тыс. иностранцев, в 2016/2017 академическом году их количество составило практически 230 тыс. человек, а уже в 2019 г. поток иностранных студентов вырос до 327,6 тыс. [2]. В рамках национального проекта «Образование» к 2024 г. планируется увеличение общего количества иностранных студентов до 425 тыс. человек [5]. Так, по итогам приемной кампании 2020 г., в УлГПУ им. И. Н. Ульянова поступили 62 студента из зарубежья, из них 56 студентов из Туркменистана, 5 студентов из Египта и один студент из Иордании [6].
Освоение незнакомой социальной среды порождает травмирующие ситуации для студентов из зарубежья, тем самым деформируя процесс их адаптации к ней. В результате подобных нарушений не реализуется главная цель приезда студента, а именно успешность его обучения. В связи с этим особенно остро актуализируются вопросы, связанные с адаптацией иностранных студентов к культурным нормам и ценностям, культивируемым в России.
В качестве одной из альтернатив преодоления негативных последствий вышеуказанного явления мы видим использование средств массовой информации, а также других медиатехнологий и коммуникаций.
Иностранные студенты, приехав с целью обучения в Россию, встречаются с совершенно иной социокультурной средой. Опыт, накопленный ими за годы жизни в родной стране, в большинстве случаев оказывается непригодным для условий изменившийся среды. Следствием этого явления выступает возникновение у студентов из зарубежья ряда проблем, порождающих нарушение процесса адаптации.